Луцкий, Борис Григорьевич


Борис Григорьевич Луцкий (Борис, барон фон Луцкой, нем. Boris von Loutzkoy; 3 января 1865, Бердянск, Таврическая губерния — август 1943, Берлин[2]) — российский и немецкий инженер-конструктор, изобретатель, пионер авиации и автомобилизма.

Родился в Бердянске, в состоятельной еврейской семье[3][4]. Его отец — купец второй гильдии Григорий (Герш) Борисович Луцкий — владел паровой мельницей в Бердянске, был вместе с братом Ильёй занят в меховой торговле[5], имел войлочную фабрику и продовольственные лавки в Андреевке (Бердянского уезда)[6].

В 1876 году после окончания одноклассного министерского училища в Андреевке поступил в Севастопольское Константиновское реальное училище. В 1882 году окончил Бердянскую мужскую гимназию (его младший брат Исаак, впоследствии юрист, окончил ту же гимназию с серебряной медалью в 1896 году, её же окончил и другой младший брат Владимир)[7][8][9]. В том же году Луцкий поступил на механико-техническое отделение (специальность — инженер-механик) Высшей технической школы Мюнхена, приоритетным направлением работы Б. Луцкого стали двигатели внутреннего сгорания, во время обучения он получил патент на одно из своих изобретений. Ещё будучи студентом, Луцкий сделался одним из перспективных разработчиков газовых моторов. По окончании института он получил ряд выгодных предложений от немецких фирм относительно сотрудничества.

Поступил инженером на фирму «Ландес и Машиностроительная Компания». В 1888 году на Мюнхенской выставке в качестве одного из экспонатов был выставлен сконструированный им газовый двигатель. Это изобретение привлекло внимание специалистов, а фирма Koebers-Eisenberg тут же приобрела на него патент. Затем он некоторое время работал в Гарбурге, Северная Германия. В конце 1890 года Б. Луцкий получил приглашение занять место главного инженера в «Нюрнбергской машиностроительной компании» — одной из крупнейших фирм Германии, которая выкупила патент на его газовый двигатель. В течение последующих 6 лет изобретатель жил и работал в Нюрнберге, наладил серийное производство двигателей внутреннего сгорания и разработал несколько новых экспериментальных моделей.

В 1897 году изобретатель переехал в Берлин, где стал работать в фирме Gesellschaft fur Automobil-Wagenbau. Прибыль от изобретений позволила основать собственное конструкторское бюро. Осенью того же года, он вместе с Г. Даймлером, Р. Дизелем, Л. Лонер, Э. Румплер и Э. Ван дер Зипен основали «Европейский автомобильный союз».

Продолжительное время был Главным инженером (техдиректором) фирмы Daimler и входил в совет директоров фирмы Даймлер-Мариенфельде. При содействии Луцкого активно развивалось сотрудничество между фирмой Daimler и заводом Лесснера в России, в автомобилях которого были реализованы патенты Луцкого.