Любинский


История Любинского района начинается в XVIII веке. Тогда в 1741 году по указу Тобольской губернской канцелярии на левом берегу Иртыша напротив Чернолуцкой слободы был построен форпост Воровской, предназначенный для защиты населения от набегов кочевников. Своё название форпост унаследовал от одноимённой речки, впадающей в Иртыш. Со временем оборонительное значение форпоста отпало, и он стал обычной деревней Воровской[4].

В середине XIX века в Воровской поселились крестьяне из Воронежской губернии, которым название деревни показалось неблагозвучным. В феврале 1853 года на общем сходе жители приняли решение сменить название деревни, и назвать её Любиной[4]. Легенда гласит, что название выбрано в честь Любы Гасфорд, второй жены Омского генерал-губернатора Г. Х. Гасфорда, умершей в 1852 году в возрасте 23 лет[5]. К концу XIX века на этом месте образовалось большое село под названием Любино, которое состояло из трёх деревень: Любино-Москали, Любино-Старожилы и Любино-Малороссы. Население Любино составляло свыше трёх тысяч человек. Позднее оно стало центром Любинской волости Тюкалинского уезда[6].

Примерно в это же время на том месте, где ныне стоит сам Любинский, был основан маленький посёлок. В противоположность старому Любино, новый посёлок был назван Ново-Любино. К 1910 году там было уже семь дворов[6].

В том же году началось строительство железной дороги Омск-Ишим-Тюмень, и неподалёку от посёлка была создана станция Любинская. Через год на месте станции уже были возведены железнодорожный вокзал и служебные помещения. Ещё через год, в 1912, рядом с вокзалом были построены водонапорная башня и помещение для водонасосной станции. В 1913 году железная дорога уже действовала, и к 1914 году возле станции находилось уже порядка 40 землянок[7].

24 сентября 1924 года постановлением Сибревкома был образован Любинский район, который начал активно развиваться после Великой Отечественной войны[8].

Непосредственно посёлок Любинский был образован много позже, когда 12 марта 1947 года в соответствие с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Ново-Любино и железнодорожная станция были объединены и получили статус рабочего посёлка[9].