Аркус, Любовь Юрьевна


Любовь Юрьевна Аркус (род. 20 сентября 1960, Львов, Украинская ССР) — советский и российский киновед, режиссёр, основатель (совместно с Александром Голутвой) и главный редактор (до 2020 года) кинематографического журнала «Сеанс». Основатель и президент фонда «Выход в Петербурге», создатель центра обучения, социальной абилитации и творчества для людей с аутизмом «Антон тут рядом»[1]. Автор идеи и главный редактор образовательно-просветительского портала «Чапаев» — chapaev.media[2].

Поступила во ВГИК с третьего раза. В 1984 году окончила киноведческое отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИКа (мастерская Лидии Зайцевой). Работала литературным секретарём Виктора Шкловского и редактором киностудии «Ленфильм»[3].

В 1989 году совместно с Александром Голутвой создала журнал «Сеанс», где с 1993 года была главным редактором. Аркус является автором концепции и составителем альманаха «Новейшая история отечественного кино. 1986—2000», выпущенного издательством «Сеанс» в 2001—2004 годах, также написала для него ряд статей[4]. С 2010 года также была художественным руководителем мастерской «Сеанс»[4]. По мнению коллег и современников, благодаря Аркус «Сеанс» стал лучшим в России изданием о кино, «где пишут не критики, а прозаики»[5].

В 2009 году познакомилась с Антоном Харитоновым, молодым человеком с расстройством аутичного спектра. Совместно с оператором Алишером Хамидходжаевым Аркус сняла документальный фильм об Антоне и его судьбе. Картина вошла во внеконкурсную программу 69-го Венецианского кинофестиваля и вызвала широкий медийный резонанс, привлекая внимание общества к «скрытым» от его глаз проблемам и людям[7][8].

В 2013 году Аркус создала благотворительный фонд «Выход в Петербурге». Главным проектом фонда стал открытый в декабре 2013-го центр «Антон тут рядом», где проходили программы социализации, обучения и творческие занятия для взрослых людей с аутизмом[9][10].

Публиковалась в журналах «Искусство кино», «Огонёк» и других. В 2020 году покинула пост главреда журнала «Сеанс» и президента фонда «Антон тут рядом» после диффамационного скандала в Интернете. Оставив публичные должности, Аркус продолжила работать рядовым сотрудником обоих проектов[11][12].