Любовь Яровая (спектакль, 1951)


«Любовь Яровая» — спектакль Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького, поставленный Иваном Ефремовым по одноимённой пьесе Константина Тренёва в 1951 году. В 1953 году на основе этой постановки киностудией Ленфильм был создан одноименный фильм-спектакль, ставший одним из лидеров советского кинопроката.

Впервые представленная публике в 1926 году, пьеса К. Тренёва «Любовь Яровая» сразу обрела популярность и была поставлена во многих театрах; в 1928 году к ней обращался и Большой драматический театр (режиссёр Б.М. Дмоховский)[1]. В 1951 году Иван Ефремов, в то время главный режиссёр театра, осуществил новую постановку пьесы, самую безобидную из её многочисленных редакций. Так, в спектакле БДТ отсутствует возлюбленный Пановой, Александр, с его репликой: «Схлестнулись две стаи шакалов, и каждая требует, чтобы её лай за ангельское пение принимали»[2].

Иван Ефремов недолгое время возглавлял БДТ в период, когда театр переживал затяжной кризис и потерял зрителей; «Любовь Яровая», премьера которой состоялась 6 ноября[3], стала одним из немногих спектаклей БДТ, привлёкших внимание театральной общественности, в том числе и целым рядом прекрасных актёрских работ. Когда в самом начале 1950-х годов было принято решение о создании фонда снятых на киноплёнку и предназначенных для массового зрителя лучших спектаклей советских театров, «Любовь Яровая» Ивана Ефремова в числе первых удостоилась этой чести[4]: в 1953 году режиссёр Ян Фрид снял спектакль на киностудии «Ленфильм». В условиях, когда телевидение в стране ещё не получило широкого распространения, «Любовь Яровая» демонстрировалась в кинотеатрах как фильм-спектакль и даже стала лидером проката 1953 года[5].

Действие происходит в годы Гражданской войны в Крыму. В небольшом городе, занятом красными, местную власть возглавляет комиссар Роман Кошкин (Виталий Полицеймако), человек достаточно жёсткий, но доверчивый. Вокруг него немало людей, тайно ненавидящих большевиков, в том числе и его помощник Елисатов (Ефим Копелян), представляющийся как «журналист и общественный деятель», в действительности спекулянт, и секретарь-машинистка Павла Панова.

В числе руководителей города — комиссар Вихорь, «радикал», не любящий интеллигенцию вообще и старых военных специалистов в частности. Супруги Горностаевы, на квартире у которых проживает Вихорь, приходят к Кошкину с жалобой на него: комиссар опечатал библиотеку профессора Горностаева и, зарезав трёх кур, их кровью написал на стенах: «Режь недорезанных буржуев!» Кошкин разрешает проблемы профессора, приказывает выдать ему охранную грамоту, но в отношении Вихоря никаких мер не принимает.