Лёгкие крейсера типа «Магдебург»


Лёгкие крейсера[прим. 2] типа «Магдебург» — тип крейсеров германского императорского флота времён Первой мировой войны. Первые полноценные лёгкие крейсера Германии. Являлись развитием малых крейсеров типа «Кольберг». Построено 4 единицы: «Магдебург» (SMS Magdeburg), «Бреслау» (SMS Breslau), «Штральзунд» (SMS Stralsund), «Страссбург» (SMS Straßburg). Все четыре крейсера принимали активное участие в боевых действиях, и именно крейсера этой серии, открыли и закрыли счёт боевых потерь немецких лёгких крейсеров в Первой мировой войне. Первым стал «Магдебург», выскочивший на камни и уничтоженный внутренним взрывом 23 августа 1914 года. Последним — «Бреслау», подорвавшийся на мине в Эгейском море 25 января 1918 года. «Штральзунд» и «Страсбург» уцелели и после поражения Германии вошли под новыми названиями в состав французского и итальянского флотов: первый стал именоваться «Мюлузом», второй «Таранто». Их усовершенствованным вариантом стали лёгкие крейсера типа «Карлсруэ».

На кораблях данной серии продолжились эксперименты по отработке оптимальной энергетической установки и количества гребных валов: «Магдебург» и «Штральзунд» имели 3 турбины и три винта, «Бреслау» — 2 турбины и четыре винта, «Страссбург» — 2 турбины и два винта. Проектная скорость для крейсеров была одинакова: 27 узлов при мощности механизмов 25 000 л. с.[2]

Впервые немцы включили броневой пояс в силовую схему корпуса, что позволило заметно снизить общую массу. Кроме того, набор корпуса производился по так называемой продольной системе. До этого продольную систему набора применяли только для небольших боевых кораблей, в основном эсминцев.

Немецким инженерам удалось решить все проблемы, причём настолько успешно, что использование брони в конструкции корпуса и продольная система набора постепенно стали стандартными на всех флотах[3].

Крейсера были спроектированы под руководством старшего кораблестроителя доктора Ханса Бюкнера. Первое, самое заметное изменение — форма корпуса. В прошлое ушли все «отголоски французской моды» вроде плавных форм таранных образований или завала бортов. Крейсера типа «Магдебург» получили корпус, образованный большими плоскими поверхностями вертикальных бортов, прямой наклонный форштевень вместо округлого «бивня» и высокий полубак[4]. Это первые в Германии малые крейсера нового типа, отличавшиеся от прежних, чисто бронепалубных, тем, что они, кроме броневой палубы, имели броневой пояс по ватерлинии. От своих предшественников они так же отличались увеличенным до 50 см (против прежних 45 см) калибром торпед и повышенным полным запасом угля (1200 т вместо 960 т).

Крейсера имел нормальное водоизмещение 4570 т, всего на 200 т больше чем предшественники, длину 136 м по ватерлинии, ширину 13,5 м, осадку 5,1 м. Главные механизмы включали турбины общей мощностью 25 000 л. с., 16 котлов военно-морского типа в четырёх котельных отделениях. Проектная скорость хода достигала 27 узлов, дальность плавания 5820 миль на ходу 12 узлов и 900 на 25[2].