Л (вагон метро)


Л — тип вагона метро, контактно-аккумуляторный электровоз, предназначенный для вождения служебных поездов из вагонов типа Еж6 по обесточенным или неэлектрифицированным линиям метрополитена (Д-6/«Метро-2»). Всего Мытищинским машиностроительным заводом было выпущено шесть вагонов типа Л, получивших номера 5686, 5710, 5712, 0087, 0088 и 0089 (по некоторым данным построен также седьмой вагон с номером 5711). В настоящее время сохранился вагон № 0088, на котором аккумуляторы были заменены на дизель-генератор, все остальные электровозы Л списаны и, вероятно, порезаны.

В начале 1970-х годов для линий метрополитена специального назначения в Москве (система Д6), тоннели которых не оснащались контактным рельсом, было решено использовать специальные электропоезда с возможностью питания как от контактного рельса, так и от аккумуляторных батарей, для чего было решено использовать поезда, состоящие из стандартных однокабинных пассажирских вагонов и двухкабинных контактно-аккумуляторных электровозов.[1] Ранее в депо Московского и Петербургского метрополитенов использовались контактно-аккумуляторные электровозы, переделанные из обычных пассажирских вагонов, однако для Д6 было решено выпустить полностью новый состав.

В соответствии с вышеприведенными требованиями Мытищинским машиностроительным заводом под руководством главного конструктора А. Г. Акимова на базе серийно выпускавшихся на тот момент вагонов типа Еж3 был разработан проект специального подвижного состава двух модификаций: контактно-аккумуляторных электровозов типа Л (заводское обозначение — 81-711) и пассажирских вагонов типа Еж6 (заводское обозначение — 81-712). Вагоны Еж6 практически не отличались от Еж3, в то время, как у новых электровозов Л имелось две кабины машиниста, отсутствовали салонные автоматические двери, боковые окна и крыша, а пространство салона использовалось для размещения аккумуляторов. Таким образом, «Л» стали первыми советскими контактно-аккумуляторными электровозами метрополитена, изначально созданными для автономного вождения служебных поездов.[2]

В 1974 году завод выпустил три электровоза типа Л, получившие номера 5686, 5710 и 5712; по другим данным также был выпущен ещё один электровоз под номером 5711.[3] Их нумерация была общей с серийно производившимися в то время вагонами Еж3. Окраска у электровозов Л выпуска 1974 года была такая же, как и у Еж3 — верхняя часть зелёная, нижняя — синяя. Для эксплуатации совместно с этими электровозами в Д6 также годом ранее были выпущены шесть вагонов типа Еж6 (номера 5580-5584, 5590).[2]