МАЗ-103


МАЗ-103 — белорусский полунизкопольный (ступенька у задней двери) городской автобус большой вместимости, выпускавшийся Минским автомобильным заводом с 1996 по 2022 год. Является базовым для семейства из нескольких моделей различной компоновки и назначения.

В 1992 году Минским автомобильным заводом был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan. В результате появилась модель МАЗ-101, однако её цена и низкая надёжность при эксплуатации на дорогах плохого качества делали её неконкурентоспособной на рынке СНГ. В результате было построено всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде». На заводе было принято решение внедрять отечественные комплектующие, при этом приспосабливая конструкцию к местным условиям. В результате был разработан автобус МАЗ-103, на котором был применён задний мост собственной конструкции вместо портального моста, устанавливавшегося на МАЗ-101. Это привело к появлению ступеньки в задней двери (в двух остальных дверях ступеньки отсутствуют), однако положительно сказалось на цене, надёжности и ремонтопригодности автобуса.

Также сборка автобусов МАЗ-103 осуществлялась в Нижнем Новгороде на мощностях предприятия «Самотлор-НН». Такие автобусы имеют другую переднюю маску с круглыми фарами меньшего размера. Также в Нижнем Новгороде выпускалась версия школьного автобуса МАЗ-103.

С 2008 года производилась рестайлинговая версия автобуса с более современным оформлением кузова и салона.

С 2017 года производился также с двигателем на компримированном природном газе (модификация МАЗ-103.965).

В январе 2021 года, в связи с запуском в серию автобуса третьего поколения — МАЗ-303, был подписан приказ о снятии МАЗ-103 с производства, но несмотря на это, автобус продолжал выпускаться до 2022 года.