МАЗ-200


МАЗ-200 — советский крупнотоннажный грузовой автомобиль первого поколения производства Минского автомобильного завода.

До 1940 года в СССР в качестве перспективного тяжёлого грузовика на Ярославском автомобильном заводе (ЯАЗ) разрабатывались 7-тонный ЯГ-8 с дизелем «Коджу»/МД-23, доводившимся большую часть 1930-х годов, и переходный 5-тонный ЯГ-7 с осваиваемым карбюраторным ЗИС-15[1]. Однако передача в июле 1940 Уфимского моторного завода из Наркомата среднего машиностроения в Наркомат авиапромышленности поставил крест на этих планах[2].

Поэтому в марте 1941 года ЯАЗу было поручено разработать к июню 1942 года новое семейство типа GMC ADC-800 с двухтактными дизелями, включавшего бортовой двухосный пятитонник Я-14, но новые планы прервала уже война[3].

Создание нового крупнотоннажного грузовика было повторно поручено ЯАЗу НКСМ в феврале 1943, фактически работы начались лишь после ультиматума со стороны наркома С. А. Акопова полутора годами позже[4]. Опытный образец на основе проекта Я-14, который получил номер 200 по принятой 1943 Единой системе нумерации деталей, узлов и агрегатов и моделей автомобилей, был создан в июле-декабре 1944 года. Так как возможности изготовить цельнометаллическую кабину на заводе не было, её поставили с лендлизовского «Мака» (в серии позднее устанавливалась деревометаллическая кабина ЯАЗ/МАЗ-212), облик же оперения был скопирован вплоть до фигурки животного на капоте, только бульдога сменил медведь с герба Ярославля.

В июне 1945 ЯАЗ-200 был представлен Сталину, в 1946 удовлетворительно прошёл испытания, а с 1947 года было начато его серийное производство.

В 1951 году производство двухосных грузовиков ЯАЗ было перенесено в город Минск для расширения производства моторов. Соответственно изменилась марка автомобилей — МАЗ-200. На ЯАЗе тем временем стартовало производство трёхосных автомобилей семейства ЯАЗ-210.