Трамваи Путиловского завода


Трамва́и Пути́ловского заво́да — вагоны серий Ф (Фонарный), МС (Моторный Стальной) и ПС (Прицепной Стальной), производившиеся в 1928–1933 годах на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде. К моменту переименования предприятия в Кировский завод (декабрь 1934 года) база ленинградского трамваестроения была передислоцирована на открытый весной того же года ВАРЗ, взявший на себя, помимо выпуска вагонов новых моделей, ремонт и модернизацию ранее построенного подвижного состава.

Двухосный моторный вагон. Имелись шесть окон обычного прямоугольного типа. Фары отсутствовали, их заменяла пара прожекторов, подвешиваемых снизу к крыше обеих площадок вагона.

В 1927 году «Красный Путиловец» начал выпуск двусторонних моторных вагонов, получивших обозначение МС («моторный стальной»). Они имели стальной каркас кузова; обычная вагонная рама из швеллеров была заменена подоконной фермой раскосной системы (то есть применена схема кузова с несущими рамой и боковыми стенками). Ходовая часть представляла собой двухосную тележку.

Вагон имел два тяговых двигателя ПТ-35 (2x40 кВт) с опорно-осевым подвешиванием; применялась непосредственная система управления с контроллерами барабанного типа (ДК-5 или ОВ-17), позволявшими производить как пуск, так и реостатное торможение.

Число сидячих мест равнялось 24, скамьи были деревянными и располагались в салоне продольно. У вагонов первой модификации (МС-1) площадки отделялись от салона перегородками со сдвижными дверями; наружные входные проёмы первоначально дверей не имели и закрывались невысокими решётками, но в процессе эксплуатации (в 1930-х гг.) на вагоны стали устанавливаться и наружные двери. Кузов имел закруглённые углы; это является основным внешним отличием МС-1 от более поздних модификаций МС.

Служебное торможение осуществлялось пневматическим колёсно-колодочным тормозом с двусторонним нажатием колодок; для получения сжатого воздуха применялся компрессор, приводившийся от одной из осей вагона. Однако на части вагонов пневмотормоз отсутствовал, а в качестве служебного использовался электрический тормоз (реостатный). При эксплуатации таких вагонов с прицепными последние должны были иметь не пневматический, а соленоидный тормоз, работающий при приведении в действие реостатного тормоза на моторном вагоне.