Танковый мостоукладчик МТУ-72 был разработан в конструкторским бюро под руководством Морова А. А. в Омске, производится на предприятии Уралвагонзавод.
Мостоукладчик МТУ-72 на вооружение в армии СССР был принят в 1974 году и поступал в войска с лета 1974 до конца 1988—1989 годов.
МТУ-72 предназначен для устройства в боевой обстановке переправы через узкие водные преграды, овраги, и инженерные заграждения — эскарпы и контрэскарпы, завалы. Он наводит один однопролётный металлический мост, грузоподъёмность которого составляет 50 тонн через препятствия шириной до 18 метров. Мост сделан из сплава на основе алюминия[1].
Мост наводится и снимается экипажем МТУ-72 без выхода его из машины. Время установки моста составляет от 2,5 до 5 минут[1].
Имеется возможность наводить составные конструкции из нескольких мостов, при участии нескольких мостоукладчиков. Ширина преодолеваемого препятствия может составлять до 30—35 метров[1].
Корпус полностью герметичен и имеет противоатомную защиту экипажа. Для радиационной разведки на борту имеется прибор ГПК-59. Для предотвращения пожара, МТУ-72 оборудован системой автоматического пожаротушения 3ЭЦ11-3. Для работы на заражённой местности имеется фильтро-вентиляционное устройство[1].