МХАТ 2-й


Московский Художественный театр второй (МХАТ 2-й, МХАТ II) — драматический театр, существовавший в Москве в 19241936 годах.

Инициаторами создания 1-й Студии в 1912 году стали молодые актёры Художественного театра, задумавшие её как «Собрание верующих в систему Станиславского». Правление Студии возглавил К. С. Станиславский, непосредственно её работой руководил ближайший помощник Станиславского в МХТ Леопольд Сулержицкий. Это был новый тип студийного театра, в дальнейшем послуживший образцом для многочисленных студий и театров-студий, создававшихся как коллективы единомышленников[1].

До 1921 года Студия давала спектакли в небольшом, вмещавшем около 100 зрителей, помещении на Скобелевской площади. Небольшой зал, в котором к тому же отсутствовала сцена, требовал от актёров особенной достоверности переживаний и тщательного отбора выразительных средств, — в Студии отрабатывались новые методы работы актёра; одновременно она стала творческой лабораторией для начинающих режиссёров Художественного театра: здесь под руководством Сулержицкого обретали опыт и вырабатывали собственный стиль Евгений Вахтангов, Борис Сушкевич, Ричард Болеславский.

Первый спектакль, «Гибель „Надежды“» Г. Гейерманса в постановке Р. Болеславского, был представлен публике в зале кинотеатра «Люкс» в 1913 году и сразу привлёк внимание к Студии. Успех закрепил «Праздник мира» Г. Гауптмана, поставленный Е. Вахтанговым.

Такой же «визитной карточкой», какой для МХТ была чеховская «Чайка», для его 1-й студии стал поставленный в 1914 году Б. Сушкевичем спектакль «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу[2]. Студия позволила реализоваться актёрам, недостаточно востребованным в Художественном театре, и очень скоро в молодом коллективе появились собственные «звёзды»: Михаил Чехов, Алексей Дикий, Серафима Бирман; раскрылся как актёр и Евгений Вахтангов[3].

В 1916 году не стало Сулержицкого, в том же году ушёл добровольцем на фронт Болеславский; 1-ю Студию фактически возглавил Б. Сушкевич, в то время как Вахтангов с 1913 года параллельно вёл работу в собственной любительской студии, с 1920 года — 3-й Студии МХАТ[3].