МЭС


МЭС (мотовоз — электростанция) — двухосный тепловоз-электростанция Калужского машиностроительного завода.

Для питания электроэнергией и передвижения путевых машин и механизмов в Проектно-конструкторском бюро Главного управления пути и сооружений МПС был разработан проект тепловоза-электростанции. По этому проекту Калужский машиностроительный завод в 1956 г. построил опытный локомотив, получивший обозначение МЭС-001.

Тепловоз МЭС-001 имел капотный кузов, установленный на листовой раме. Рессорное подвешивание состояло из листовых надбуксовых рессор и спиральных пружин.

На тепловозе был установлен дизель 1Д12 мощностью 300 л.с. С валом дизеля были соединены тяговый генератор ПН-1750 мощностью 200 кВт и синхронный генератор трёхфазного тока частотой 50 Гц СД-128/4 той же мощности для питания путевых машин и механизмов. В качестве тяговых электродвигателей были использованы электродвигатели ДК-304Б тепловозов серий ТЭ1 и ТЭ2 (мощность 98 кВт).

Вода, охлаждавшая дизель и масло на тепловозе, поступала в радиаторы холодильника, воздух через которые прогонялся эжекторами, использовавшими отработавшие газы дизеля. Этим достигалась некоторая автоматичность регулирования температуры воды и масла.

Тепловоз МЭС-001 имел нагрузку от осей на рельсы 19 т (сцепная масса 38 т); при скорости 5 км/ч он развивал силу тяги 5000 кГ. Первые эксплуатационные испытания тепловоза проводились на участке Фрязево — Ногинск.