Магазин


Магази́н, устар. лавкапредприятие розничной торговли, размещённое в стационарном здании, оборудованном для продаж товаров и оказания услуг. Здание или часть здания, где располагается современный магазин, обычно включает как собственно торговый зал, так и подсобные, административно-бытовые помещения и склады[1].

Согласно Фасмеру[2], слово впервые встречается у Петра I, вариант магазейн встречается у Грибоедова. Ударение на третий слог указывает на заимствование из немецкого (нем. Magazin, в свою очередь из фр. magasin); встречалось ударение мага́зин, вероятно под влиянием польск. magazyn. Устаревший вариант магазейн заставляет предположить заимствование из нидерл. magazijn, магацин — из итал. magazzino[3].

Хотя слово первоначально и образовано от араб. مَخْزَن‎ (mahzān[4]), которое в единственном числе означает «амбар», «склад», встречающиеся утверждения о заимствовании напрямую из восточных языков ошибочны[2]. После заимствования через европейские языки вначале сохранило смысл «склад» в правописании магазин, а магазейн — как место продаж (в словарях с 1731 года)[3]. Постепенно (в XIX веке[3]) правописание «магазин» поменяло свою смысловую нагрузку, вытеснив слово «лавка»[5], которое сохранилось в названии передвижного магазина-автолавки. Но значение «склад» сохранилось в военном деле — магазин патронов и военный магазин.

Постоянные места, оборудованные для продаж, возникли не сразу; обмен товарами первоначально происходил на временных рынках и через бродячих торговцев, детали малоизвестны (практически ничего не известно о торговле в Древнем Египте, древние греки сначала торговали на временных местах на открытой агоре[7]). Геродот сообщает о том, что магазины изобрели лидийцы, это произошло практически одновременно с появлением монет, впервые изготовленных в той же Лидии в VII веке до н. э.[8]

В Древней Греции магазины обычно размещались на территории, принадлежавшей городу. Так, в Афинах магазины располагались в стое на агоре и на близлежащих улицах. Характерное для современной жизни разделение производства и торговли отсутствовало; ремесленники торговали своими изделиями прямо из мастерских, потому магазины по торговле товарами, связанными с грязным производством, обособились в отдельные кварталы (горшечников, дубильщиков)[9]. Возникли также специализированные рынки с магазинами для вина, оливок, сыров и постельных принадлежностей. Крошечные магазины зачастую не имели складов, торговцы ежедневно закупали товар у оптовиков[10]. Греческие методы ведения торговых дел распространились по миру с завоеваниями Александра Македонского[11].