Маджотто, Франческо


Франческо Маджотто (итал. Francesco Maggiotto, Francesco Fedeli detto il Maggiotto; 1738, Венеция — 13 сентября 1805, там же) — итальянский живописец и гравёр неоклассического направления.

Настоящее имя художника Франческо Федели. Прозвание Маджотто (il Maggiotto) означает «Большой, Старший» или «Майский», Франческо разделял это прозвание со своим отцом Доменико Федели, также художником. Первое время Франческо работал в том же стиле, что и отец. Учился у Микеланджело Морлайтера. На его творчество также повлияли Джованни Баттиста Пьяццетта, Джованни Баттиста Тьеполо и Франческо Дзуккарелли. Он также подражал Пьетро Лонги, его картинам бытового жанра, изображая театральные представления, концерты, маскарады, но с меньшей иронией и большим морализаторством[4].

В дальнейшем он обратился к религиозным сюжетам и неоклассическому стилю. В 1778 году он написал серию из 168 небольших «Портретов дожей, догаресс, венецианских патриархов, кардиналов и пап» (Ritratti di dogi, dogaresse, veneti patriarchi, cardinali e pontefici) маслом на меди для библиофила Маффео Пинелли; многие из этих картин утрачены, но некоторые из них встречаются на антикварном рынке[5].

В 1771 году Франческо Маджотто был назначен мастером живописи (maestro di pittura) Венецианской академии, президентом которой он стал в 1790 году. Среди его учеников были те, кто стал видными деятелями венецианского неоклассицизма, такие как Латтанцио Керена, Джованни Карло Бевилаква, Натале Скьявони и Франческо Айец. В 1796 году Франческо Маджотто был назначен «инспектором общественных картин Венеции» (ispettore alle pubbliche pitture di Venezia) с целью учёта и составления сведений о состоянии картин в общественных зданиях, и эту функцию он выполнял даже в начале французской оккупации.

Маджотто также занимался физикой, в частности электричеством. Сохранились его научные публикации. Из его завещания и автобиографии его ученика Джованни Карло Бевилаква известно, что он создал несколько телескопов и камеру-обскуру. Благодаря своим исследованиям он также стал членом Лондонского королевского общества.

В письме аббату Джузеппе Тоальдо Маджотто изложил свои успехи в области изучения электричества и, в частности, в разработке машины, способной генерировать электрические разряды путём трения (трибоэлектрический эффект). В XVIII веке росло стремление учёных проводить физические эксперименты, в том числе в целях популяризации науки.