Мадонна со щеглом


«Мадо́нна со щегло́м» (итал.  Madonna del cardellino) — картина выдающегося итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти, написанная в 1505—1506 годах, во время раннего, флорентийского периода.

Известны две другие Мадонны Рафаэля, написанные в те же годы: «Мадонна в зелени» и «Прекрасная садовница». Все три картины объединяют общие черты: красно-синее одеяние Девы Марии, пирамидальная композиция фигур на фоне природы и атрибуты — книга и щегол на данной картине.

«Мадонна со щеглом» представляет собой распространённый иконографический тип изображения Девы Марии в искусстве Итальянского Возрождения и маньеризма. Вначале, в период интернациональной готики, обычными были изображения Мадонны с Младенцем, при этом Иисус держал в руке голубя, что прочитывалось в качестве символа Благовещения, Св. Духа и, одновременно, бескровной жертвы (имеется в виду кротость голубей). Общая символика птицы в руке связана с языческими представлениями о том, что душа человека со смертью отлетает, как птица[1].

Позднее сложилась легенда, согласно которой во время Крестного пути Иисуса Христа птица села Христу на голову и клювом выдернула из Его брови окровавленный шип от тернового венца. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову птицы в красный цвет. С тех пор у щеглов (лат. carduelis, от cardis — крючок, колючка), маленьких птиц отряда воробьиных, темя чёрное, а вокруг клюва красное кольцо. Поэтому изображение голубя в руках Младенца Христа постепенно вытеснялось изображением щеглёнка[2][3][4].

Однако в южных странах чаще изображали не щегла, а птиц особого подвида «канареек-неразлучниц» (англ. goldfinch — «золотая бахрома»). Это птицы с жёлтым оперением на груди и красной макушкой. Они обитают в жарком Средиземноморье и почитаются в качестве символа бескорыстной, самоотверженной любви. Согласно поверью, пара таких птиц неразлучна; когда одна из них погибает, другая птица пытается покончить с собой, бросаясь грудью на шипы терновника. Умирая, истекая кровью от пронзающего шипа, птица продолжает петь чтобы закончить песнь любви. Легенды о «поющих в терновнике» популярны в католических странах, и это не могло не найти отражения в изобразительном искусстве[5].