Мадонна (картина Мунка)


Мадонна (норв. Madonna, известна также как «Зачатие» и «Любящая женщина»[1]) — картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Первый вариант «Мадонны» был нарисован в 1893—1894 годах, в 1895 году была исполнена литография, всего Мунк создал пять вариантов картины[2].

В 2004 году «Мадонну» вместе с одной из версий «Крика» похитили из Музея Мунка. Обе картины были найдены в 2006 году. Они получили незначительные повреждения и в мае 2008 года были возвращены в экспозицию музея после реставрации.

В мае 1890 Мунк приехал в Христианию, где проходила выставка его работ. Отзывы критиков были, как всегда, разными, но в целом более благосклонными к художнику, чем раньше[3]. В конце года Мунк снова уехал во Францию, проведя зиму в Ницце. В апреле он посетил Салон независимых, где, вероятно, видел картины Ван Гога и Гогена.

В этот период окончательно оформился его отличительный «экспрессионистский» стиль с выразительными линиями, упрощёнными формами и сюжетами, наполненными символизмом. Вернувшись в Норвегию, Мунк написал картину «Меланхолия», в которой уже нет ничего от импрессионизма. В течение 1891 года появляется на свет первое полотно из будущего цикла «Фриз жизни» — «Настроение на закате», предтеча его будущего шедевра «Крик».

В 1892 году прошла персональная выставка Мунка, неожиданно вызвавшая восхищение у художника-пейзажиста Адельстена Нормана, имевшего репутацию консерватора[4]. Вскоре он организовал Мунку выставку в Берлине. Однако в таком виде, как его задумал Мунк, «Фриз жизни» был представлен только в 1903 году в берлинской галерее «Сецессион». Картины, разместившиеся на четырёх стенах выставочного зала, делились на четыре секции: «Семя любви», «Любовь расцветает и гибнет», «Страх перед жизнью» и «Смерть». Среди представленных там картин были «Мадонна», «Крик», «Вечер на улице Карла Юхана», «Пепел» и «Танец жизни»[5] .

Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми в экстазе глазами и распущенными чёрными волосами, символизирующими беспокойную душу. Образ рождает предчувствие трагедии[6]. От канонического изображения Мадонны остался только нимб вокруг её головы. На картине отсутствуют прямые линии — женскую фигуру окружают мягкие волны[7].