Мазманян, Микаэл Давидович


Микаэ́л Дави́дович Мазманя́н (арм. Միքայել Դավթի Մազմանյան; 9 [21] ноября 1899, Тбилиси — 29 октября 1971, Ереван) — армянский, советский архитектор. Один из ведущих зодчих новаторской школы армянской архитектуры. Заслуженный деятель искусств (1959) и Заслуженный архитектор Армянской ССР (1968).

Начальное и среднее образование получил в Тбилиси: окончил четырёхклассную начальную школу (19071910), затем среднее училище Нерсисян (19111918). С 1919 по 1921 год преподавал рисование в начальных школах.

В 1921 году Микаэл Мазманян отправился в Москву, где поступил в ВХУТЕИН: сначала на живописный, затем на архитектурный факультет. Занимался в мастерских Н. А. Ладовского и А. А. Веснина. Под их руководством Мазманян осваивает творческие принципы рационализма и конструктивизма, пытаясь найти пути органического сочетания новой архитектуры с национальными особенностями Армении (студенческие работы — театр в Ереване, жилые дома для Армении). Дипломная работа Мазманяна «Парк культуры и отдыха в Москве» обратилa на себя внимание специалистов и освященa в журнале «Строительство Москвы» за 1929 год. Был членом-учредителем ВОПРА.

Работал старшим архитектором в Армгорстрое (1929—1931), после реорганизации которого был руководителем Государственной Архитектурно-Планировочной мастерской № 3 (1932—1937). Был первым директором (1930—1935) Ереванского Политехнического института и преподавателем архитектурного проектирования (1930—1937).

Совместно с К. Алабяном и Г. Кочаром (или в соавторстве с одним из них) Мазманян в конце 1920-х — начале 1930-х проектирует и строит в Ереване клуб строителей, здание Госстраха, здание Геологического управления, жилой дом ЕрГЭСа, дом отдыха писателей на Севанском полуострове. В этих произведениях ощутимы черты интенсивно формировавшейся в те годы новаторской армянской архитектурной школы.

Считая, что постройки народного зодчества «удивительно удачно соответствуют требованиям современной архитектуры», Мазманян новаторски интерпретирует их принципы в своих работах: своеобразное расположение характерных для армянской архитектуры глубоких лоджий в доме ЕрГЭСа в Ереване, проект дома-коммуны со сложным пространственным решением, создающим ассоциации с многоярусными горными селениями.