Мазолино да Паникале


Мазолино, или Мазолино да Паникале (итал. Masolino da Panicale; род. около 1383, Паникале (в долине р. Арно) — около 1440[2]) — прозвище, под которым известен итальянский живописец Томмазо да Кристофоро-Фини.

Ничего неизвестно о первых сорока годах жизни художника. Предполагается, что обучался он в начале XV века в мастерских Герардо Старнины (по сообщению Вазари) и Лоренцо Гиберти. Вазари сообщает, что в пору учёбы в Риме Мазолино декорировал зал дома (росписи не сохранились) Орсини на Монте Джордано. Однако эту же работу Вазари в другой главе своих «Жизнеописаний…» приписывает Джоттино. Первым подлинным фактом из биографии Мазолино является аренда им в 1422 году дома во Флоренции. В январе следующего, 1423 года, Мазолино был принят Корпорацию врачей и аптекарей (Arte dei Medici e degli Speziali), куда входили также художники. Чуть раньше, в 1422 году, в корпорацию был принят Мазаччо. 1423 годом датируется «Мадонна Смирение» (Художественная галерея, Бремен), написанная Мазолино, вероятно по поводу брака между представителями семей Бони и Карнезекки. Это произведение ещё очень тесно связано со стилистикой поздней готики, но жесты персонажей уже более естественны, взяты из повседневной жизни, сами фигуры поданы более монументально, приземлённо. «Мадонна Смирение» из Уффици относится исследователями к более раннему периоду (1415—1420), до того, как Мазолино начал совместную работу с Мазаччо. Несмотря на явные отсылки к мотивам поздней готики и элегантному стилю Лоренцо Монако, Мазолино демонстрирует знакомство с новым течением искусства — об этом свидетельствуют светотеневая моделировка и цветовое решение «Мадонны Смирение». По словам Вазари в церкви Санта Мария дель Кармине Мазолино рядом с капеллой Распятия изобразил фигуру святого Петра (она была уничтожена в 1675 году). Работа получила всеобщее одобрение и послужила причиной заказа художнику в той же церкви декорации капеллы Бранкаччи.

Согласно сохранившимся документам Мазолино в 1424 году в Эмполи выполнил для церкви Святого Стефана цикл фресок, из которых сохранились лишь несколько фрагментов-синопий (подготовительных рисунков, подмалёвков под роспись): Святой Иво, молящиеся девушки, Дева с младенцем, элементы архитектурного декора. Для баптистерия коллегиальной церкви в Эмполи Мазолино написал ряд фресок и, среди них «Пьету» (Музей коллегиальной церкви Сан Андреа и церкви Сан Стефано). Это произведение поражает физической мощью обнажённого торса Христа, поднимаемого из саркофага классической формы, изображённого в прямой перспективе. Художник пытается преодолеть традиционные стереотипы, раскрывая глубину отчаяния оплакивающих Христа, через их жесты. Вероятно в это время, судя по частым совместным упоминаниям в документах 1422—1424 гг., Мазолино помогал Франческо д’Антонио, малоизвестный художник из окружения Лоренцо Монако.