Хесс, Майра


Дама Джулия Ма́йра Хесс DBE (англ. Julia Myra Hess; 25 февраля 1890, Лондон — 25 ноября 1965, там же) — британская пианистка, музыкально-общественный деятель[2].

Обучаться игре на фортепиано начала с пяти лет, училась у Джулиана Паскаля и Орландо Моргана в Гилдхоллской школе музыки и театра, затем — в Королевской академии музыки у Тобиаса Маттея. Впервые выступила на публике в 1907 году, исполнив в Лондоне Четвёртый концерт Бетховена и Четвёртый концерт Сен-Санса с оркестром под управлением Томаса Бичема. Год спустя состоялся дебют пианистки на «Променад-концертах». В последующие годы сформировались её ансамбли со скрипачами Фрицем Крейслером, Йозефом Сигети, певицами Нелли Мелба и Лоттой Леман, с которыми неоднократно выступала в Великобритании.

Крупный международный успех пришёл к Хесс после исполнения фортепианного концерта Роберта Шумана в Нидерландах в 1912 году под управлением Виллема Менгельберга, и уже к началу 1920-х годов количество её концертов в Европе достигло сотни в год. В 1922 году она впервые выступила в США, где также была одобрительно встречена критиками и публикой.

С началом Второй мировой войны, когда все концертные залы в Лондоне были закрыты, Хесс начала выступать со знаменитыми «Обеденными концертами» в Национальной галерее. В общей сложности пианистка дала во время войны 146 концертов, которые всегда проходили при полных аншлагах. За время Второй мировой войны, Майра организовала около 1700 концертов в Национальной галереи, в которых приняло участие более 100 исполнителей[2]. После войны Хесс возобновила концертную деятельность, в частности, в США, где в Карнеги-холле с 1946 по 1954 годы сыграла четырнадцать сольных концертов. Последнее публичное выступление пианистки состоялось в 1960 году, после чего из-за инфаркта она практически не вела музыкальной деятельности.

Репертуар Хесс был весьма обширен, основную его часть составляли сочинения венских классиков, среди которых выделяются Четвёртый концерт Бетховена, три последних сонаты того же автора и многочисленные фортепианные концерты Моцарта, а также хоралы Баха в собственном переложении для фортепиано. Пианистка не любила делать записи, говоря «Когда я слушаю, как я играю, у меня такое впечатление, будто присутствую на собственных похоронах», однако несколько компакт-дисков в её исполнении, тем не менее, существуют.