Максимилиан III Австрийский


Максимилиан III Австрийский (12 октября 1558, Винер-Нойштадт — 2 ноября 1618, Вена) — эрцгерцог австрийский из династии Габсбургов, третий сын императора Священной Римской империи Максимилиана II и Марии Испанской.

В юности вступил в Тевтонский орден. В 1585 году стал магистром Ордена и правителем Пруссии. В 1587 году — претендент на польскую корону, был избран одной из партий шляхты. Его символом стала знаменитая шляпа австрийского эрцгерцога, которая позднее использовалась как церемониальная и хранилась в сокровищнице Клостернойбурга. По легенде, именно этой шляпе не захотел поклониться Вильгельм Телль.

После избрания на престол Сигизмунда Вазы в 1587 году начал неудачную интервенцию в Польшу; окончательно был побеждён Яном Замойским при Бычине. В 1588 году взят в плен и заточён в Бендзинский замок и только после вмешательства Римского папы был освобождён.

В 1589 году отказался от прав на польский престол. С 1590 года был гроссмейстером Тевтонского ордена, который обязался предоставить денежные средства и людей для борьбы с турками. В 1593-1595 годах был правителем Внутренней Австрии, где под его правлением были Штирия, Крайне и Каринтия.

Рассматривался царём Борисом Годуновым как кандидат в мужья его дочери Ксении. В 1599 году к нему со сватовством был отправлен дьяк Афанасий Власьев. Царь обещал дать за своей дочерью «в вечное владение» Тверское княжество и поделить Речь Посполитую между Россией, женихом Ксении и императором. Однако Годунов требовал, чтобы муж дочери жил в России: «у светлейшего великого князя одна только дочь наша государыня, отпускать её как-либо нельзя»[3]. Из-за требования к Максимилиану перейти в православие брак не состоялся.

В 1602 году Максимилиан III стал правителем Тироля и провёл ряд своевременных социально-экономических реформ, большое внимание уделял развитию школьного образования. Придерживался строгих религиозных взглядов, поэтому его двор не отличался особой пышностью, но стал центром культуры. Эрцгерцог высоко ценил музыку, имел обширную библиотеку и коллекционировал произведения искусств. В феврале 1606 года учредил новый устав Ордена, который подтвердил главную миссию ордена — борьба с язычниками. Устав действовал до XIX века.