Малый Влахернский дворец


Новый, или Малый Влахернский дворец — трёхэтажный дворец, построенный во Влахернах в начале правления Палеологов. Предположительно датируется поздним XIII в. отождествляется с упоминаемым в византийских источниках дворцом Константина Палеолога (сына имп. Михаила VIII Палеолога) Порфирогенита (Багрянородного). Иногда ошибочно связывается с именем Константина VII Порфирогенита (913-920 гг.). Возможно, что в здании XII в. использованы части более старых построек.

Южный фасад дворца примыкает к северной оконечности Феодосиевых стен и размещен на пространстве между главной и передней стенами. Вдоль фронта дворец с прилегающим двором имеет 3 башни, левая (южная) расположена под углом к зданию дворца, образуемый угол прикрыт стеной и аркой, в месте примыкания башни ко дворцу расположена дверь, которая м.б. идентифицирована, как Ксилокерон и (или) Керкапорта. Сам дворец имеет три этажа и является частью гораздо более обширного дворцового комплекса. Нижний ярус с четырьмя арками поддерживал второй этаж с пятью крупными окнами и длинным балконом с восточной стороны. Весь верхний этаж, вероятно, занимал двусветный тронный зал. Декоративный эффект основан на излюбленном Палеологами сочетании кирпичной кладки с изразцовыми и беломраморными вкраплениями. Это здание - единственная сохранившаяся часть дворцов во Влахернском регионе.

В 1453 г. турки ворвались в город через расположенные неподалёку от дворца Шестые военные ворота, традиционно именуемые воротами Цирка.

В XVI в. в Текфур-сарае, как его прозвали турки (искажённое от армянского тагавор — царь), помещался зверинец султана, затем — дом терпимости и еврейская богадельня. В XVIII веке здесь были мастерские по производству изразцов наподобие изникских. Наиболее полное представление о его внешнем виде в середине XIX в. дают зарисовки Тексье и Зальценберга. В начале XX в. на территории дворца пытались наладить производство стеклянной тары. Несмотря на отсутствие межэтажных перекрытий и крыши, Малый дворец сохранился лучше других константинопольских дворцов и потому даёт наиболее полное представление о светской архитектуре поздневизантийского периода. В начале XXI в. ввиду повышенного интереса ко дворцу туристов предпринята попытка его реставрации с использованием современных материалов. Вместе с тем, в отношении полноты и качества археологических работ, а также аутентичности реставрации в отдельных случаях высказываются серьёзные замечания. К 2023 г. дворец восстановлен и функционирует, как музей с возможностью выходя на одну из башен, выполняющей роль смотровой площадки.