Малый Эрмитаж


Ма́лый Эрмита́ж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа. Построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж.-Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном. Корпуса здания, выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу, являются связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем. Своё название получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.

В 1762 году даётся[кем?] указание разобрать ветхие дома Николая Головина и Корнелиуса Крюйса, а на их месте возвести конюшни для рейторских лошадей, сараи для карет и дровяной двор. Однако, согласно проекту Франческо Растрелли, Зимний дворец должен был иметь широкий обзор, в том числе — и с восточной стороны. Зодчий всё же представил свой проект новых сооружений[1], но его реализация затянулась. Возведение здания будущего Малого Эрмитажа, а также параллельно расположенных корпусов конюшни и Манежа с флигелем началось лишь в 1764 году под руководством Ю. М. Фельтена. Ядром композиции должен был стать «Оранжерейный дом» — павильон, выходящий на Дворцовую набережную, с простирающимся от него на юг висячим садом. Однако первой была возведена южная часть Висячего сада с павильоном, выходящим на Миллионную улицуЮжный павильон»). В 1769 году достраивают и Северный павильон (проект разработал Валлен-Деламот, причём в павильоне был установлен подъёмный стол и созданы особые залы для проведения «Эрмитажей» (от фр. ermitage — место уединения). Строительные и отделочные работы были закончены в 1775 году с постройкой боковых галерей.

История создания Малого Эрмитажа началась с идеи так называемого «Оранжерейного дома» с Зимним садом внутри с экзотическими растениями, где бы жили птицы и небольшие домашние «зверюшки». Французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот предложил проект двух павильонов: Северного (выходящего на берег Невы) и Южного, связанных на уровне второго этажа «висячим садом» под открытым небом. По обе стороны сада предполагалось устройство галерей для картин. Однако, проект долгое время «был на рассмотрении», и поэтому первой начали строительство южной части Висячего сада. Лишь в марте 1768 года в Москву, где тогда находилась императрица Екатерина II, была отправлена деревянная модель «каменной оранжереи» на апробацию и возвращена с замечаниями для архитектора Фельтена, руководившего строительными работами[2].