Мандер, Карел ван


Карел ван Мандер (нидерл. Karel или Carel van Mander; 1548, Мёлебеке[en] — 11 сентября 1606, Амстердам[1]) — поэт, писатель и художник из Западной Фландрии, автор «Книги о художниках»[en] (нидерл. Het Schilder-Boeck).

К 1568 году Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хере. В 1570 году вернулся в родной город Мёлебеке и посвятил себя драматургии и поэзии.

В 1573 году Мандер предпринял путешествие в Италию и побывал во Флоренции. В Терни Мандер получил заказ на фреску на тему Варфоломеевской ночи в память об убитом Гаспаре де Колиньи. Эта фреска в Палаццо Спада частично сохранилась до настоящего времени. В Риме Мандер познакомился и подружился с Бартоломеусом Спрангером.

В 1577 году Мандер работал в Базеле, позднее переехал в Кремс и далее в Вену, где вместе с Хансом Монтом работал над созданием триумфальной арки по случаю прибытия в город императора Рудольфа II в июле 1577 года.

Посетив Нюрнберг, Карл ван Мандер вернулся в Мёлебеке, однако из-за религиозных преследований меннонитов, к которым принадлежали Мандер и его семья, был вынужден бежать в Харлем, где прожил 20 лет. Здесь вместе с голландским художником Корнелисом Корнелиссеном, рисовальщиком и гравёром Хендриком Гольциусом в 1587 году основал Академию художеств, или, как её позднее стали называть, Харлемскую академию маньеристов. Учеником Карела ван Мандера в Харлеме был Франс Халс.

Карелу ван Мандеру приписывается известная картина 1603 года «Бен Джонсон и Уильям Шекспир», на которой выдающиеся драматурги играют в шахматы.