Манипуляция сознанием (книга)


«Манипуляция сознанием» — книга российского публициста и социолога[1][2][3] Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, впервые вышедшая в 2000 году в издательстве «Алгоритм». Книга включается в учебные курсы по социологии[4].

Согласно рейтингу «Коммерсантъ-Деньги», вошла в список 20 самых продаваемых публицистических книг в России в 2008 году[5]. В октябре 2007 года, согласно рейтингу Zeitgeist компании Google вошла в десятку самых популярных в интернете русскоязычных публицистических книг[6], войдя в том же месяце в список самых продаваемых книг по версии «Коммерсантъ-Деньги»[7].

В книге С. Г. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» рассказывается о формах и методах «манипуляции сознанием». Под этим термином автор понимает программирование мнений и устремлений отдельных лиц и масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции. Подробно описываются предпосылки манипуляции и мифы общественного сознания, воздействующие на восприятие реальности индивидами.

Большое внимание уделяется влиянию общественных институтов, массовой культуры, а также средств массовой информации на формирование манипулятивной семантики и риторики — одним из инструментов манипуляции сознанием. Другие примеры манипулятивных техник воздействия включают сознание советского человека, мифы о советском строе, а также метафоры и стереотипы перестройки и государственного переворота августа 1991 года.

По мнению автора, человечество стоит на пороге создания такого типа общественного жизнеустройства, где главным и почти тотальным средством господства станет манипуляция сознанием. Главная цель книги — дать материал для того, чтобы каждый мог подумать о том выборе жизнеустройства, которое его ожидает.

Рекламщик А. П. Репьев считает, что у С. Г. Кара-Мурзы в части психоанализа и так называемого 25-го кадра «богатое воображение». На самом деле, как отмечает Репьев, 25-й кадр на подсознание не действует, не вреден, и законодательно запрещать его использование не надо[8]. Сам С. Г. Кара-Мурза полагает, что телевидение обладает гораздо более эффективными манипулятивными приёмами воздействия на сознание, нежели 25-й кадр[9].