Манифест футуризма


Манифест футуризма (полное название «Обоснование и манифест футуризма») — основополагающий документ футуристического движения, сформировавшегося в европейском искусстве в начале XX века. Опубликован Филиппо Томмазо Маринетти 5 февраля 1909 года в газете Gazzetta dell’Emilia в Болонье, а затем в виде платного объявления — на первой странице французской газеты «Фигаро» 20 февраля 1909 года[1]. Манифест итальянского футуризма считается одним из программных текстов классического модернизма.

Манифест провозглашал культ будущего и разрушение прошлого. В нём восхвалялись движение вперёд, стремление к скорости, бесстрашие и т. д. Отвергались страхи и пассивность. Отрицались логические и синтаксические связи и правила. Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей одиннадцать основополагающих тезисов.

Текст манифеста настаивает на том, что старое традиционное искусство не способно к обновлению, не способно к созданию новых продуктивных форм. Его основные положения являются сопротивлением обывательскому сознанию. Манифест утверждает прогресс важным художественным символом и настаивает на создании новой концепции красоты. Текст Маринетти лёг в основу представлений об универсальном динамизме, получившим распространение в рамках художественной системы — прежде всего в живописи.

Манифест итальянского футуризма можно считать реакцией на слабость итальянского искусства второй половины XIX века и пассивность европейского интеллектуального класса. Изначальной целью манифеста было представление Италии современной державой, где помимо исторического наследия Возрождения существует современная культура. Символами современности футуристический манифест объявлял движение, скорость, индустрию и машинерию. Положения манифеста часто представляют как пример романтического идеализма[2].

Несмотря на идеалистические представления о романтической программе футуристического манифеста, практически сразу он стал предметом широкой критики. В частности, о футуризме негативно отзывался немецкий философ и психоаналитик Эрих Фромм[4]. Он полагал, что в Манифесте футуризма проявляется дух агрессии, интерес к деструктивному, неживому, механическому, которые Фромм считал одной из форм проявления некрофилии. К деструктивным элементам и признакам Фромм относил прославление войны, разрушение культуры, одушевление машин, прославление скорости, обожествление техники (локомотивов и самолётов), ненависть к женщинам[4].