Манихейство


Манихе́йство или манихеи́зм[1] (греч. Μανιχαϊσμός, кит. трад. 摩尼教, пиньинь móníjiào, палл. моньдзяо, лат. Manichaeorum haeresi) — синкретическое религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирана). Названо по имени своего основателя — Мани с добавлением эпитета «живой» (сир. ܡܐܢܝ ܚܝܐ, Mānī ḥayyā’). Учение Мани было составлено в основном из христианско-гностических представлений, опиравшихся на специфическое понимание Библии, однако со временем впитало большое число заимствований из других религий — зороастризма и буддизма — по мере проповеди в странах их распространения. Также манихейство не было напрямую связано с западными и восточными учениями, которым была свойственна дуалистическая доктрина (катаризм, павликианство, зиндики), а определение «манихейский» использовалось христианским и мусульманским духовенством как инвектива. Для собственно манихейского учения было характерно представление о вселенском характере истинной религии, которое проходит через скрытую и явленную стадии. Именно это позволило манихейству встраиваться в самые разные культурные контексты — от античного до китайского[2]. Однако, по определению Е. Б. Смагиной, манихейство стало не мировой религией, а «мировой ересью»[3].

К IV веку манихейские общины существовали почти на всей территории Римской и Сасанидской империй и в окрестных странах. Римские власти боролись с манихейством: первый антиманихейский указ издал император Диоклетиан в 297 году, в дальнейшем такие указы издавали христианские императоры в 326, 372 и 381—383 годах. К VI веку манихейство на Западе пришло в упадок. В этот же период в государстве Сасанидов началась борьба со всеми незороастрийскими религиозными организациями, из-за чего большинство манихеев осели в Средней Азии, центр религиозной организации был перенесён в Самарканд. В VII—VIII веках манихейство проникло в Китай. В 762 году в манихейство обратился Бегю-каган — глава уйгурского государства; официальной религией оно было до разгрома каганата в 840 году, но впоследствии сохранилось в уйгурском Гаочанском государстве, а также проникло в Южную Сибирь, где просуществовало до монгольских завоеваний. С IX века начались преследование манихейства в Китае, аналогичные процессы происходили в мусульманских государствах. Тем не менее, манихейские общины зафиксированы на территории Туркестана и Китая до XIV века, как минимум один манихейский текст вошёл в даосский канон. Манихейство под видом буддийской секты сохранялось в Южном Китае до начала XVII века. Единственный манихейский храм остался в провинции Фуцзянь, но и он в настоящее время принадлежит буддийской общине.


Манихейские жрецы — «Избранные» — на свитке из Таримского бассейна. Текст на согдийском языке
Первый лист рукописи SI D1 (SI 3159) из коллекции ИВР РАН. Содержит уйгурский текст Хуастванифта. Примерно XI век
Разворот Кёльнского кодекса
Рукопись Августиновой «Исповеди» с фрагментом о манихеях. Германия, XIII век
Свиток с манихейским текстом на китайском языке. Формат 26 × 150 см, датирован 19-м годом эры Кайюань, то есть 731 годом
Дева света. Изображение IX—XI веков (свиток MIK III 6251), Музей Азиатского искусства (Берлин)[de]
Настенная турфанская роспись, изображающая манихейских апостолов с последователями. Иллюстрация из: A. von Le Coq, Chotscho, Ergebnisse der kgl. Preussischen Turfan Expeditionen, Berlin, 1913
Мани-художник представляет свою работу падишаху Бахраму. Миниатюра к сочинению Алишера Навои, 1520-е годы
Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме». 1315 год. Тегеран, музей Ризы Аббаси
Схема основных направлений манихейской проповеди в IV—VI веках
«Избранные» — манихейские жрецы. Живопись из Гаочана, X век. Музей Азиатского искусства (Берлин)[de]
Манихейский первосвященник. Изображение X—XI веков из Гаочана
Цаоань — единственный в мире манихейский храм, сохранившийся до наших дней. Уезд Цзиньцзян округа Цюаньчжоу провинции Фуцзянь
Изображение Мани в храме Цаоань
Икона Иисуса на манихейском свитке «MIK III 6286», X век
Четыре пророка, слева направо: Мани, Заратуштра, Будда и Иисус. «Манихейская диаграмма Вселенной (англ.)», XIII—XIV век