Манцу, Джакомо


Джа́комо Манцу́ (Мандзу́[1]; итал. Giacomo Manzù; 19081991) — итальянский скульптор. Получил признание на Западе, однако благодаря коммунистической идеологии был также высоко ценим советской художественной критикой. Почётный член АХ СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1966).

Настоящее имя — Джакомо Мандзони. Родился в Бергамо. Его отец был сапожником. Помимо нескольких вечерних художественных классов, Джакомо осваивал скульптуру самостоятельно. Он начинал работать с деревом во время своей военной службы в Венето в 1928 году. Позднее, после недолгого пребывания в Париже, будущий художник переехал в Милан, где архитектор Джованни Муцио поручил ему оформить капеллу Католического университета Св. Сердца (1931—1932). В 1933 году он выставил серию скульптурных бюстов на Триеннале в Милане и имел успех. В следующем году провёл персональную выставку в Риме.

В 1939 году Джакомо Манцу начал работу над серией бронзовых барельефов, посвящённых страстям Иисуса. Работы, выставленные в Риме в 1942 году, были подвергнуты критике, как со стороны фашистского правительства, так и церковных властей. В 1940 году он получил должность преподавателя в Академии Брера в Милане, но позднее перешёл на преподавательскую работу в Академию Альбертина в Турине. Во время Второй мировой войны Манцу переехал в Клузоне (провинция Бергамо, Ломбардия), вернувшись в Академию Брера после окончания войны, занимал должность преподавателя до 1954 года, когда переехал в Зальцбург, где жил до 1960 года. В Зальцбурге он встретил свою будущую жену Инге Шабель, которая стала постоянной моделью большей части его скульптурных работ. Несмотря на свой атеизм, Манцу был личным другом Папы Иоанна XXIII и по его настоянию сумел завершить в 1964 году бронзовые «Врата смерти» для базилики Святого Петра в Риме (отлиты в бронзе в 1991 году). В том же году он переехал в Ардею, недалеко от Рима, в местность, которая теперь переименована в Колле Манцу в его честь.

Шесть рельефов «Врат смерти» с изображением распятия и кардиналов отличаются гротескным характером (что вызвало бурю негодования консервативно настроенных критиков), но, одновременно, тончайшей пластикой и при кажущейся эскизности (что также необычно для столь ответственной работы) характерны тонко выверенной композицией. Эти врата и в наши дни, рядом со старинными, украшают нартекс собора.

В конце 1960-х годов Манцу начал работать в качестве сценографа. В 1970 году создал памятник Владимиру Ленину на острове Капри. В 1977 году преподнёс в дар городу Бергамо «Памятник партизану». Его последней выдающейся работой (1989) была скульптура высотой 6 м, установленная перед офисом ООН в Нью-Йорке[2].