Мараэ


Мараэ (marae: в языках маори, кукском и таитянском), малаэ (malaʻe: в тонганском языке; malae: в самоанском языке) — священное место в восточно-полинезийских[1] обществах, использовавшееся как в религиозных, так и в общественных целях[2]. В Новой Зеландии и на Самоа мараэ играет прежде всего роль места для собрания[2].

В переводе со всех полинезийских языков означает «очищенное, свободное от сорняков, деревьев место». Как правило, мараэ состоит из ровной площадки прямоугольной формы, ограждённой камнями или деревянными стойками (в таитянском языке и маори островов Кука они называются «ау»), иногда с террасами (паэпаэ), которые в прошлом использовались в церемониальных целях. В центре располагается платформа аху (ahu) или ау (a’u)[1].

В некоторых полинезийских обществах, прежде всего в среде новозеландских маори, мараэ до сих пор играют важную роль в повседневной жизни. Тем не менее на тропических островах Полинезии большинство мараэ в XIX веке было разрушено или оставлено без присмотра в результате деятельности христианских миссионеров[1]. В настоящее время большинство из них представляют собой объекты изучения со стороны археологов, а также являются туристическими достопримечательностями. В то же время на многих островах мараэ до сих пор считаются священным местом, поэтому любое строительство на их месте запрещено.

Мараэ впервые появились у праавстронезийских народов культуры Лапита, обживавших Тихий океан, около 1100 годов до нашей эры[4]. В центре мараэ находился базальтовый камень аху (ahu), который у некоторых культур превратился в алтарь, стоящий на посыпанном базальтовыми камешками дворике атеа (ātea)[5]. Жрецы читали там молитвы богам, туда же приносили жертвы к важным событиям: рождениям детей, смертям, победам в войнах, бракосочетаниям. Жертвовали обычно бананы, кокосы, рыбу, в редких случаях — «нежелательных» людей (стариков, пленников, очень редко женщин)[2].

Одним из древнейших и наиболее известным из мараэ тихоокеанского региона является Тапутапуатеа на острове Раиатеа[5][3]. Здесь собирались и обменивались знаниями тихоокеанские навигаторы, совершенствовавшие свои каноэ; самые большие из двойных каноэ могли перевозить более 100 человек на расстояния больше 1500 км[5]. Тапутапуатеа состоит из платформы размером 40×7 м, вымощенной гладкими камнями, у края которой установлены каменные пластины[3]. Это мараэ изначально было посвящено богу-творцу Таароа[en], однако возвышение бога Оро в XIV столетии привело к тому, что Оро стал основным божеством этого мараэ и наоборот: Тапутапуатеа стало его основным храмом[6]. Оро, который до того был богом мира, стал считаться божеством войны, и ему начали приносить в жертвы животных и людей[7]. Последние дары к Тапутапуатеа были отправлены около 1350-х годов[2].