Мариавитская церковь


Мариавитская Церковь (польск. Kościół Starokatolicki Mariawitów) — независимая христианская конфессия, возникшая в Польше в начале XX века в результате конфликта части прихожан и низшего клира Римско-католической церкви с епископатом. Мариавитская церковь не имеет единого организационного центра и состоит из нескольких независимых друг от друга церковных общин. В настоящее время последователями данного вероучения являются около 28000 членов в Польше и 5000 во Франции. В Польше действуют две мариавитские церкви: Католическая церковь мариавитов в Польше и Старокатолическая церковь мариавитов в Польше. Существуют также мариавитская церковь в Камеруне, мариавитская церковь в Германии и мариавитская церковь Северной Америки.

В 1887 году Мария Франциска Козловская (в монашестве Феликса) создала в Плоцке (на территории Польши, принадлежавшей в то время России) женскую монашескую конгрегацию, следовавшую уставу кларитинок и отличавшуюся особенно строгим аскетизмом. 2 августа 1893 года настоятельница получила откровение о том, что мир близок к гибели, и единственное средство — как можно чаще совершать Евхаристию и неустанно поклоняться Деве Марии. Проповедь Феликсы привлекла достаточно большое количество сторонников. Новое движение получило название от лат. Mariae vita — жизнь Марии. Помимо этого, в откровениях Феликсы содержалась критика существующей иерархии и реалий церковной жизни.

Её призыв к обновлению Церкви нашёл отклик не только у мирян, но и у части низшего католического духовенства. Первоначально к движению присоединились ксендзы Ян Ковальский и Роман Прухневский, а к 1897 году к ним добавились ещё 8 священников. Новая церковная группа попыталась найти поддержку у иерархии, однако эта попытка провалилась. Декретом святой инквизиции 4 сентября 1904 года конгрегация была распущена. Мариавиты подчинились этому решению, однако архиепископ варшавский начал отстранять от служения ксендзов, участвовавших в движении. Тогда притесняемые священники в 1906 году восстановили конгрегацию и обратились с жалобой в Рим. В итоге последовало их отлучение от РКЦ. Тогда мариавиты обратились в министерство внутренних дел Российской империи с ходатайством о легализации, и с 26 ноября 1906 года их союз стал существовать на основании Высочайше утверждённых правил.

В августе 1909 года на съезде старокатоликов в Вене мариавиты присоединились к этому движению, а 5 октября 1909 года Ян Ковальский был хиротонисан в епископы «Католической церкви мариавитов в Царстве Польском». В 1910 году в Ловиче в епископы были рукоположены́ Роман Прухневский и Леон Голомбиевский. В Лодзи была создана типография, где был налажен выпуск двух журналов. При поддержке российских властей движение быстро распространилось среди католиков России. К конце 1911 года мариавиты имели 96 приходов, объединявших около 200 000 верующих. Большая часть их была в Варшаве и Лодзи, однако адепты данного учения появились даже в Киеве, Одессе и в Волжском регионе.