Марийская мифология


Мари́йская мифоло́гия — комплекс мифологических представлений марийцев — луговых, восточных, северо-западных и горных. Часть общей прауральской и финно-угорской мифологии. Марийская мифология — основа формирования марийской традиционной религии. Мифы мари одновременно близки мифам удмуртов и мордвы[1].

Первые сведения о марийской мифологии относятся к XVI веку. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» утверждает, что черемисы исповедуют магометанскую веру. Польский писатель Александр Гваньини в «Описании Московии» (1549) делает важное добавление, указывая, что некоторые черемисы «являются язычниками».

В труде Адама Олеария «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Пермию в 1633 и 1639 годах» говорится о том, что черемисы почитают солнце, огонь, воду, луну, единого «бессмертного бога», а также «черта», чья кумирня находится на реке Немде, и духов, которым приносятся умилостивительные жертвы.

Определённый интерес представляет описание мифологии и обрядов черемис, сделанных голландским мореплавателем Яном Стрейсом, посетившим Россию в 1668—1669 годах. Кроме упоминания о культе солнца, огня, воды и веры в злых духов, Ян Стрейс отмечает существование у черемисов грубых и смутных представлений о верховного боге — невидимом существе, имеющем подобный царскому двор.

В каком-то смысле уникальными являются этнографические заметки о черемисах голландца Н. Витсена выпустившего труд «Северная и Восточная Тартария» в 1692 году. Помимо того, что черемисы язычники, путешественник отмечает у мари поклонение деревьям и идолам. В том числе животным на деревянных сосновых жердях. Указывается, что черемисы почитают животных, которых видят во сне. Также упоминаются традиции трупосжигания и утопления мёртвого тела в воде. Повторяя сведения А. Олеария, Н. Витсен описывает подробно обряд жертвоприношения, отмечает, что черемисы кладут мёртвым в могилу огниво и топор, чтобы на том свете тем могли разжечь огонь и построить жилище. Особую ценность тексту Н. Витсена придаёт молитва «Отче наш» на марийском языке.[2]

Большей полнотой и разнообразием сведений характеризуются работы учёных XVIII в.: Н. П. Рычкова, Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, И. Г. Георги.