Марион Делорм (пьеса)


«Марио́н Дело́рм» (фр. Marion de Lorme) — романтическая трагедия в пяти действиях в стихах французского писателя, поэта и драматурга Виктора Гюго, написанная 26 июня 1829 года. Премьера состоялась 11 августа 1831 года в парижском театре «Порт-Сен-Мартен». Впервые опубликована в 1831 году.

Гюго начал писать драму «Марион Делорм» 2 июня 1829 года, и уже через двадцать четыре дня, 26 июня 1829 года, весь текст пьесы был готов. В начале июля Гюго прочёл свою драму, первоначально названную им «Дуэль во времена Ришельё», в кружке друзей. В числе слушателей были Бальзак, Мюссе, Дюма, Мериме, Делакруа и ряд других писателей и художников, близких к романтическому движению. По совету друзей Гюго сделал в тексте драмы довольно значительные сокращения, а позже изменил и её заглавие.

«Марион Делорм» — романтическая трагедия, в которой некоторые исторические образы и события переплетены со свободным вымыслом. Наряду с Людовиком XIII, кардиналом Ришельё, Марион Делорм и другими, Гюго рисует целую галерею вымышленных лиц. Для большей конкретности изображения Гюго даёт точную дату действия: 1638 год. Из кратких, но выразительных реплик действующих лиц зрители узнают об общественно-политической жизни Франции эпохи Ришельё. Непосредственное отношение к изображаемым в драме событиям и лицам имеют и «закулисные» персонажи, играющие значительную роль в развитии конфликтов и личной жизни героев драмы. Этим как бы расширяются рамки пьесы и углубляется её исторический фон. Так, например, с большим мастерством очерчен образ кардинала Ришельё, остающегося до конца «закулисным», внесценическим персонажем. Он ни разу не показан зрителям, и его роль ограничивается лишь одной зловещей фразой, санкционирующей казнь («Ни слова о пощаде!»), однако огромная фигура Ришельё возвышается над всеми действующими лицами драмы: его имя у всех на устах, он определяет судьбы героев драмы, являясь центральной осью, вокруг которой вращается действие.

Драматический конфликт «Марион Делорм» основан на столкновении социально обездоленных, деклассированных, одиноких героев (Марион и Дидье) с мрачными силами абсолютистской монархии, воплощёнными в образах Людовика XIII, Ришельё и исполнителей их велений.

Образ Марион Делорм, созданный Гюго, имеет мало общего со своим историческим прототипом. Гюго идеализировал свою героиню, сделав её жертвой социального зла. Некогда Марион была кумиром «золотой» аристократической молодёжи, развратных вельмож и сановников, но теперь она порвала со своим позорным прошлым известной куртизанки и предстаёт перед зрителем глубоко несчастной молодой женщиной, истосковавшейся по настоящей, большой, человеческой любви. Но её неотступно преследует неблаговидное прошлое. Душевная драма Марион Делорм воспринимается светскими прожигателями жизни с насмешкой и иронией, а её страстная любовь к Дидье представляется им только забавой, капризом. Гюго рисует глубокую внутреннюю отчуждённость Марион от того мира, с которым она была раньше связана.