Марксизм и национальный вопрос


«Марксизм и национальный вопрос» — теоретическая работа Иосифа Сталина, написанная в Вене и опубликованная в 1913 году[1]. После статей и выступлений лидера большевиков Владимира Ленина работа Сталина была первой большевистской работой в российском рабочем движении, в которой рассматривались и опровергались доводы сторонников «культурно-национальной автономии» от австромарксизма. Работа приобрела известность среди российских марксистов[2][3], в среде которых И. В. Сталин получил известность как специалист по национальным проблемам. В работе Сталин даёт и определение нации на основании «четырёх признаков», каждый из которых обязателен. После переоценки сталинского наследия работа подверглась критике на основании критики со стороны Ленина.

Сталин начинает с описания «контрреволюции», породившей «волну национализма» как сверху, так и «снизу». В частности, он называет «сионизм среди евреев», «шовинизм в Польше», «панисламизм среди татар», национализм армян, грузин и украинцев. Сталин призывает социал-демократию «дать отпор национализму», противопоставив ему «испытанное оружие интернационализма». Критически он оценивает новые требования Бунда по «празднованию субботы» и «признанию жаргона».

Сталин определяет нацию как «исторически сложившуюся устойчивую общность людей, возникшую на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада». Государственная общность при этом не тождественна «общности национальной». Например, нация отсутствовала в «великом государстве Кира» или в Австрии.

На основании этих критериев Сталин полагал, что русские, галицийские, американские, грузинские и горские евреи не образуют единой нации, поскольку связывают их только «религия, общее происхождение и остатки национального характера». По этому вопросу он полемизирует с Отто Бауэром, обвиняя того в спиритуализме. Европейские нации (англичане, французы, итальянцы, германцы), по мнению Сталина, сложились в эпоху капитализма, который сменил собой «феодальную раздробленность».