Марли (дворец во Франции)


Марли (Marly) — дворцово-парковый комплекс в окрестностях Парижа (коммуна Марли-ле-Руа), построенный в 1679-84 гг. по заказу Людовика XIV архитектором Жюлем Ардуэн-Мансаром как приватная, камерная альтернатива Версалю. Дворец снесён в 1806 году.

В 1676 году Людовик XIV купил землю Marly-le-Châtel на возвышении между Версалем и Сеной. В то время домен представлял собой лесистую местность с множеством родников и обильной дичью. Место было расположено относительно недалеко от Версаля, но в то же время на достаточном удалении, чтобы король мог чувствовать там себя в уединении от шумного двора.

Король заказал архитектору Ардуэн-Мансару «небольшой дворец», строительство началось в 1679 году. Постройка включала в себя королевский дворец, расположенный на главной оси холма, а также 12 квадратных павильонов поменьше, стоявших ровными линиями по обе стороны от оси симметрии. Эта конфигурация должна была отображать символизм Короля-Солнца, окружённого двенадцатью планетами — обиталищами двенадцати божеств, каждое из которых ассоциировалось с одним из 12 месяцев.

Дворцовый комплекс состоял из небольших павильонов, которые стояли друг против друга посреди регулярного парка, а между ними протекал канал. Самый большой павильон принадлежал королю, королеве и чете герцогов Орлеанских. Поблизости находилось уникальное для своего времени инженерное сооружение — «машина Марли», которая качала воду из Сены для версальских фонтанов. По рассказам герцога Сен-Симона, в Марли допускали лишь самых близких к королю придворных; быть приглашённым сюда считалось большой честью.

В центре парка аллея, спускавшаяся с верхнего сада «Рекой» (фр. Rivière), длинной серией водопадов, и закруглявшаяся за центральным павильоном. От фасада центрального павильона «Река» спускалась далее, на каждом уровне спуска был устроен пруд: «Пучок» (фр. Gerbes), «Большой пруд» (фр. Grande pièce), «Скатерть» (фр. Nappe). Далее «Река» выходила на террасу, нависающую над «Водопоем» (фр. Abbreuvoir), находящимся уже за оградой дворца. По обе стороны от «Реки» было обустроено множество небольших лужаек, фонтанов и прудов, «Природный водопад» (фр. cascade rustique), аллеи, чащи, секретные комнаты и т. п.

Вдоль «Реки» были выставлены статуи, несущие политический подтекст. Скульптурный ансамбль был создан в достаточно краткие сроки (1697—1702) непосредственно перед войной за испанское наследство.