Марочный лист


Мáрочный лист[3][4] (продажный лист[5], или почтовый марочный лист[4][6], или «окошечный» лист[7]) (англ. pane, counter sheet, нем. bogen, briefmarkenbogen) — часть типографского листа с напечатанными почтовыми марками, на которые тот разрезается в типографии перед передачей почтовой администрации. Марочные листы такого размера удобнее перевозить, хранить, учитывать и использовать для целей почты[4]. Иногда марочные листы совпадают по размерам с типографскими листами.

Марочный лист насчитывает обычно от 25 до 400 марок в зависимости от величины почтовой марки, формата бумаги и размеров печатной машины[8].

В XIX веке (в классический период) типографские листы марок часто были и марочными листами, причём число почтовых марок в марочных листах в разных странах тогда, как правило, было следующим[6]:

Часто марочные листы выпускают так, чтобы сумма номиналов всех марок на листе была круглой. Это делается для удобства почтовых подсчетов[9]. Более того, для округления этой суммы могут на некоторых марочных местах листа разместить пустые купоны[10], или псевдокупоны[9], или свободные поля[9], тогда количество марок на листе уменьшается и сумма их номиналов становится круглой.

От формата марочного листа (определяемого его геометрией) следует отличать величину марочного листа, которая определяется числом марок (или марочных мест) в нём, их видом и расположением. В связи с таким разнообразием существуют разные способы, изложенные ниже, которые используются для того, чтобы измерить марочный лист.

Обычно как форматы почтовых блоков, так и величины марочных и малых листов указываются в специальных каталогах[15][16][17], но могут помещаться и в обычных каталогах[18][19]. В случае, когда марочный лист состоит из одинаковых прямоугольных марок, для полной информации о конфигурации листа достаточно указывать количество марок по горизонтали и вертикали. В иных случаях величина листа может быть записана в более сложном виде, с помощью трёх или более чисел. Для одинаковых треугольных марок величина листа записывается с помощью трёх чисел: например, для серии марок СССР 1966 года «Спорт» (ЦФА [АО «Марка»] № 3370—3372) величина листа равна ((4 × 5) × 2)[15]. В случае разных прямоугольных марок величина листа также указывается с помощью трёх чисел: например, для серии СССР 1963 года «День космонавтики» (ЦФА [АО «Марка»] № 2855—2860), имеющей сцепку из шести разных марок (3 × 2), величина листа равна (5 × (3 × 2))[15].