Марсель, Габриэль


Габриэ́ль Оно́ре Марсе́ль (фр. Gabriel Honoré Marcel; 7 декабря 1889, Париж, Франция — 8 октября 1973, там же) — французский философ-экзистенциалист, драматург, театральный и музыкальный критик. Член Академии моральных и политических наук. Основные произведения: «Метафизический дневник», «Опыт конкретной философии».

Во время Первой мировой войны служил в «Красном кресте». Работал в нескольких литературных журналах, рецензируя иностранную литературу. В 1920-е годы написал несколько пьес, поставленных в Париже. Сначала находился под сильным влиянием Сёрена Кьеркегора, но в 1929 году стал ревностным католиком. Глубокая религиозность и гуманизм отделяли Марселя от последующих французских экзистенциалистов (таких, как Жан-Поль Сартр). С 1945 года он увлекался сочинением музыки (на слова стихотворений Шарля Бодлера и Райнера Марии Рильке).

Основные категории философии Марселя — «бытие» и «обладание». Всякий человек существует как личность, как «Я»; его бытие неотчуждаемо от него, оно — не нечто предметное, внешнее, а нечто внутреннее, переживаемое. Напротив, вещи, предметы, объекты, которыми обладает человек, могут быть отчуждены от него. Особую роль в учении Марселя играет понятие «тело». Моё тело есть не только то, чем я обладаю, оно является также и элементом моего бытия. Моё тело — это граница между «быть» и «иметь», ибо наличие тела — необходимое условие всякого обладания. В отличие от тела, душа есть идеальное бытие.

Мир обладания вторичен по сравнению со сферой бытия. Но современная экономика и техника подталкивают человечество к тому, чтобы оно погрузилось в мир обладания, предав забвению мир бытия. И потому Марсель призывал к преодолению этой роковой тенденции. Кроме того, он связывал отход человека от мира подлинного бытия и с самим существованием государства. Оно, как самый крупный и могущественный социальный и политический институт, заменило в сознании людей самого Бога, что привело к потере правильных ценностей и превращению жизни человека в выполнение предписанных ему функций. Он предсказывал два пути для современного общества: путь надежды или отчаянья. Выход из сложившегося экзистенциального кризиса всего человечества мыслитель видел в восстановлении ценности человека как личности, индивидуализации, отходе от представления о жизни как о череде выполнения функций на благо безликого прогресса.[1]

Марсель также описывал состояние современного человека как утрату его «Я», потерю смысла его существования. Он лицезрел всё углублявшуюся массовость общества, обесценивание личной жизни человека и его самого. Результатом таких изменений стало превращение той функции, которую индивид выполняет в обществе, в цель его существования. В результате этого современный человек утратил свободу, т.к. он больше не создаёт что-то для себя, не испытывает радости от процесса творчества, а лишь выполняет свою социальную роль.