Мартин, Джон (певец)


Джон Мартин, (англ. John Martyn OBE, от рождения Ян Дэвид МакГичи (Iain David McGeachy); 11 сентября 1948 — 29 января 2009) — британский гитарист, певец и исполнитель собственных песен. За сорокалетнюю карьеру Джон выпустил двадцать студийных альбомов, работал с такими музыкантами, как Эрик Клэптон, Дэвид Гилмор и Фил Коллинз. Его называли гитаристом и певцом, в чьей музыке были грани между фолком, джазом, роком и блюзом[4].

Мартин родился на Бичкрофт Авеню, Нью Молден, графство Суррей, Англия[5]. Родители Джона, оба оперные певцы, развелись, когда ему было пять и он провёл своё детство в Англии и Шотландии. Большую часть времени Джон проводил с бабушкой. К городу Глазго он стал привязан, когда поступил в Академию Шолэндс[4].

Мартин начал свою профессиональную музыкальную карьеру в семнадцать лет, под руководством Хамиша Имлаха (Hamish Imlach). Джон играл смесь блюза и фолка, что вылилось в уникальный стиль и сделало его ключевой фигурой на Лондонской фолк-сцене середины 60-х. Он подписал контракт с «Айлэнд Рекордс» (Island Records) Криса Блэквелла в 1967 и выпустил свой первый альбом под названием «London Conversation» в следующем году.

За ним последовал альбом «The Tumbler», где Джон сделал шаг в сторону джаза. К началу 70-х Мартин выработал принципиально новый, уникальный звук гитары: использовались эффекты эхо, фэйзер и фузз. Это звук впервые появился на альбоме «Stormbringer!», который он записал вместе со своей женой Беверли Мартин (в девичестве Беверли Катнер) в 1970, до этого работавшей с Ником Дрейком и Джимми Пейджем. Её второй альбом с Джоном Мартином был выпущен в том же году и получил название «The Road To Ruin». Тем не менее, в «Айлэнд Рекордс» чувствовали, что больше прибыли можно получить с Джона, как соло-музыканта. Беверли же продолжила появляться на бэк-вокале на альбомах мужа, попутно выступая сольно[4].

В 1973 году Мартин выпустил один из определяющих британских альбомов 70-х — «Solid Air», титульная песня которого была посвящена Нику Дрейку, близкому другу, записывавшемуся на том же лейбле, что и Джон, и умершему в 1974 от передозировки антидепрессантов. На этом альбоме, как и на предыдущем альбоме («Bless The Weather», 1971), Мартин объединил творческие усилия с джазовым контрабасистом Дэнни Томпсоном, и их успешное партнёрство продлилось до самой смерти. На этом альбоме он представил свою новую, слегка размытую, вокальную манеру, тембрально напоминающую тенор-саксофон.