Маска


Ма́ска[1] (личина)[2] — предмет (изделие), накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица.

Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа. Маски использовались в церемониальных, театральных, эстетических и практических целях. В древности маски использовались жрецами / шаманами во время ритуалов и общиной как защита и оборона от злых духов. Они могут изготавливаться из разнообразных материалов: глины, меха, дерева, металла, гипса, ткани, кожи, перьев, папье-маше и многих других. На Руси ранее также называлась личина, накладная рожа[2], ха́ря[3] и использовалась скоморохами.

Слово «маска» происходит через фр. masque от итал. maschera или исп. máscara. Возможными предками являются латинские (не классические) mascus, mascaо, обозначающие «призрак», и араб. maskharah‎ («шут», «человек на маскараде»).

Декоративные маски в основном предназначены для украшения помещения. В качестве настенных украшений чаще всего выступают изображения божественных сущностей африканского либо восточного пантеона. Также это могут быть изображения животных либо, реже, небесных светил. Если на Западе такое украшение выполняет сугубо эстетическую функцию, то на Востоке и в ряде африканских стран декоративные маски служат тотемическими символами, отгоняющими злых духов. По размеру декоративные маски различаются. Иногда встречаются изделия в 1 метр в высоту. Могут создаваться из дерева, бронзы, гипса, керамики, или папье-маше.

В современных исследованиях маска рассматривается не только как функциональный элемент, но и как феномен культуры.[4] Её оценивают не только в качестве элемента культуры карнавала,[5] но и как явление, которое связано с проблемой идентичности и артикуляции.[6] Распространение различных типов масок, которые акцентируют или, напротив, нивелируют черты лица,[7] соотносят с преобразованием концепцией личности и индивида.[8] Развитие маски современного типа[9] отчасти связывают с утверждением концепции бесформенного[10] и нарушением принципов языковой артикуляции в современной культуре.[11] Исследователи обращают внимание, что оставаясь частью карнавальной культуры,[12] современная маска обозначает программу «новой нормы».[4] Современные маски, нивелирующие черты лица, соотносят с изменением смысловой программы культуры.[13]

С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств.