Масонские ландмарки


Масонские ландмарки представляют собой перечень принципов, которые многие вольные каменщики провозглашают как «древние и неизменные заповеди масонства». Вопросы «регулярности» великой ложи или великого востока оцениваются с точки зрения соблюдения ландмарок. Поскольку каждая великая ложа является самоуправляемой, без вышестоящего органа, осуществляющего полномочия всего масонства, то толкование этих принципов может различаться, что приводит к конфликтам, связанным с признанием. Разные великие ложи имеют разные масонские ландмарки.

Согласно Перси Джанц, масонский термин «ландмарка» имеет библейское происхождение. Он ссылается на книгу Притчей 22:28: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои», имея в виду каменные столбы, которыми отмечали границы территорий. Далее он цитирует еврейский закон: «Да не свергнешь ты отметки земельные соседей твоих, с давних времён оставленных ими в наследие Тебе», подчёркивая, что эти вехи связаны с наследством[1]. Марк Табберт считает, что действующие правила и положения, изложенные в ранних масонских ландмарках, происходят от уложений средневековых каменщиков[2].

Каждая ежегодная ассамблея великой ложи обладает сама по себе властью и правом составлять новый регламент или изменять настоящий регламент, во неоспоримое благо сего древнего братства, при условии, чтобы во всякое время неукоснительно сохранялись древние ландмарки.

Но сами ландмарки никак не описывались. Первый шаг в этом направлении был сделан в «Законоведении вольного каменщичества» в 1856 году доктором Альбертом Макеем. Он сформулировал три необходимых характеристики:

Он утверждал, что всего было 25 ландмарок, и что они неизменны. Однако у последующих авторов ландмарки сильно отличались от маккеевских, так как сами авторы имели о них своё представление. В 1863 году Джордж Оливер опубликовал «Масонские ценности», в которых он перечислил 40 ландмарок. В прошлом веке несколько американских Великих лож попытались изложить свои ландмарки, от Западной Вирджинии (7) и Нью-Джерси (10) до Невады (39) и Кентукки (54)[3] .

В 1950-х годах «Комиссия по информации по признанию конференции великих мастеров Северной Америки» поддержала три «древние ландмарки»[4]: