Массейс, Квентин


Кве́нтин Ма́ссейс (Квинтен Метсейс, нидерл. Quinten Massijs, Quinten Matsys/Metsys; 10 сентября 1465, Лёвен, Южный Брабант — 13 июля/16 сентября 1530, Антверпен) — фламандский живописец.

Массейс родился в 1465 году в Лёвене, где первоначально обучался кузнечному делу[1]. Учился, вероятно, в мастерской Альберта Баутса, куда поступил, чтобы видеться с его дочерью, в которую был влюблён[1]. В 1491 году Массейс прибыл в Антверпен, где открыл свою мастерскую и вступил в Гильдию живописцев. Он продолжал жить и работать в этом городе до конца своих дней.

Художник отдавал предпочтение жанровой и религиозной живописи. Наиболее ранние датированные работы Массейса — «Алтарь св. Анны» (1507—1508) и «Алтарь св. Иоанна» (1507—1508). Обе работы, которые проникнуты глубоким религиозным чувством, демонстрируют точность передачи мельчайших деталей. Считается, что в ряде работ, в частности в «Распятии» (1520), пейзажный фон написан Йоахимом Патиниром[1]. В своих религиозных полотнах Массейс продолжал традицию великих мастеров нидерландского искусства, в них ощущается влияние Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. В то же время художник восхищался итальянским искусством, преклонялся перед творчеством Леонардо да Винчи, что особенно заметно в некоторых «Мадоннах» его кисти[1].

Одной из отличительных черт творчества Массейса является гротеск, который проявился в первую очередь в его жанровых полотнах. Карикатурные изображения банкиров, торговцев, сборщиков налогов подчас несут в себе скрытый морализирующий подтекст и напрямую связаны с произведениями гуманиста Эразма Роттердамского, с которым художник был лично знаком и даже написал его портрет[1].

Многочисленные портреты Массейса сочетают в себе традиции итальянского и немецкого искусства. Художник активно использовал в качестве фона пейзаж, а также интерьер кабинета, создав новый тип портрета — учёный за работой, — оказавший влияние на его современников, в частности на Ганса Гольбейна-младшего[1].

Двое сыновей Массейса — Ян и Корнелис, также стали художниками, активно помогая отцу в его мастерской. Одним из самых известных его учеников был Маринус ван Реймерсвале[1].