Масийон, Жан-Батист


Сын бедного нотариуса в Провансе; на 18-м году жизни вступил в орден доминиканцев. Ещё в детстве он обнаруживал особенную склонность и способность к проповедничеству; но дебют его на церковной кафедре был неудачен, и только позже проповеди над гробом архиепископа вьенского (1691) и архиепископа лионского (1692) положили основание его известности: он был вызван в Париж и назначен директором Семинарии.

Когда его спросили, что он думает о тогдашних проповеднических знаменитостях Парижа, Масийон отвечал: «У них много таланта и учёности, но я не буду проповедовать так, как они»; он находил совершенно неуместными в проповеди учёность и блеск изысканного остроумия, которыми щеголяли Бурдалу и Боссюэ. В 1699 г. Масийон проповедовал при дворе, в присутствии короля. Людовик XIV был им очарован и однажды дал такую характеристику его проповеди: «Я много слышал у себя проповедников и всеми ими оставался доволен. Слушая Масийона, я всегда остаюсь недоволен… самим собой».

Масийон имел дар похвалить достойное, избегая лести, но ещё чаще бесстрашно рисовал пороки двора и общества, не впадая в шарж. В 1704 г. Масийон проповедовал перед Людовиком XIV в последний раз; о причинах удаления его от двора существуют различные предположения. В 1717 г. регент сделал Масийона епископом клермонским; в 1719 г. он был избран в члены Французской академии. Теснимый кардиналом Флери, он удалился в свою епархию, где пользовался всеобщей любовью.

От Масийона сохранилось около ста «слов» (sermons), из которых особенно замечательны десять, произнесённых в один из великих постов в присутствии восьмилетнего Людовика XV и известных под общим заглавием: «petit Carême»: в них содержится яркое изображение обязанностей, лежащих на сильных мира и властях, равно как проповеди «О милостыне» и «О малом числе избранных для царства небесного». Его надгробные речи (на смерть Конде, на смерть дофина; лучшая из них — на смерть Людовика XIV) не стоят на одинаковой высоте с petit Carême. Общие свойства проповедей Масийона: искренность и сила религиозного убеждения, тонкий психологический анализ, правдивость обличений, отсутствие аффектации, ясность и простота, высокая художественность языка.