Мастера аналитического искусства


«Мастера аналитического искусства» (МАИ) — художественное объединение учеников и последователей П. Филонова, существовавшее в Ленинграде с 1925 по 1941 год (формально до 1932 года).

Коллектив «Мастеров аналитического искусства» («группа Филонова», «школа Филонова») возник в 1925 году из числа учащихся ленинградского ВХУТЕИНа, занимавшихся под руководством П. Н. Филонова и увлечённых его живописным методом. В основе идеологии группы лежали взгляды П. Филонова на изобразительное искусство, изложенные им в своих основных теоретических работах «Сделанные картины» (1914), «Декларация Мирового Расцвета» (1923), «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» (1923)[1]. Члены коллектива стремились воплощать в своих картинах, графике, театральных и декоративно-оформительских работах филоновский принцип «сделанности», выявлять внутреннюю суть социального бытия человека, благодаря чему создаваемые ими образы нередко выражали советскую действительность с «оттенком сюрреалистического отчуждения».

П. Н, Филонов принимал молодых художников в своей мастерской, на своей квартире, на Петроградской стороне (ул. Литераторов, 19). Состав группы неоднократно менялся, за годы существования в занятиях участвовали свыше 70 художников (Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич, С. Л. Закликовская, Е. А. Кибрик, П. М. Кондратьев, А. И. Порет, А. Т. Сашин, М. П. Цыбасов и др.). Официально группа «Мастеров аналитического искусства» существовала до весны 1932 г., однако встречи и совместные занятия последователей метода Филонова в его мастерской продолжались вплоть до смерти художника в начале декабря 1941 года.

В 1927 г. (17 апреля-17 мая) состоялась выставка коллектива «Мастеров аналитического искусства» в ленинградском Доме печати (Филонов участвовал в подготовке выставки как куратор, идеолог объединения и оформитель, участвовал в создании коллективных произведений для выставки, однако выполненные им единолично работы представлены в экспозиции не были). В дальнейшем работы отдельных участников коллектива экспонировались на выставках «Современные ленинградские художественные группировки» (1928-29)[2], «Художники РСФСР за 15 лет» (1932-33)[3], и некоторых других. Члены коллектива совместно работали над оформлением театрального зала и фойе ленинградского Дома печати и постановки там в 1927 году пьесы Н. Гоголя «Ревизор» (режиссёр И. Г. Терентьев). После выставки в Доме Печати в коллективе произошёл раскол, и художники, не согласные с позицией Филонова, ушли из коллектива: в том числе Б. И. Гурвич, Е. А. Кибрик, В. А. Сулимо-Самуйлло, многие другие художники.

В 1928 году состоялась Выставка коллектива МАИ. в Академии Художеств в Ленинграде. Другие выставки, в которых принимал участие коллектив МАИ:

Некоторые из представителей коллектива МАИ впоследствии стали известными художниками, однако, как справедливо отметил Александр Михайлович Муратов, «никогда не достигали уровня учителя»[4].