Материалистическая эстетика


Материалистическая эстетика — концепция эстетики общественного бытия, теория реалистического искусства, которая находит объективные эстетические закономерности в самой действительности («усматривает источник поэзии в самой жизни»[1]), доказывает необходимость правдивого воспроизведения её в искусстве, активного участия искусства в жизни общества. Является преемственной с классической эстетикой прошлого, прежде всего немецкой. Своё дальнейшее развитие получила в диалектико-материалистической эстетике, по отношению к которой предшествующую ей материалистическую эстетику называют домарксовой.

Истоки зарождения материалистической эстетики можно отнести к Древней Греции, выделяя особо Аристотеля и эпикурейцев[2][3]. Н. Г. Чернышевский отмечал, что Аристотель первый изложил в самостоятельной системе эстетические понятия, которые господствовали более двух тысяч лет[4]. В Эпоху Просвещения становлению материалистической эстетики помогали труды Лессинга и др.

Как русское искусство XIX века, начиная с Пушкина, выходит на самые передовые рубежи мирового искусства, так и эстетика русских революционных демократов, начиная с младшего современника Пушкина — В. Г. Белинского, становится в авангарде мировой прогрессивной эстетической мысли[4].

Возникновение материалистической эстетики в России относят к 4060-м годам XIX века — периоду кризиса феодально-крепостнического строя[5], её окончательное формирование и утверждение — совместно с революционно-демократической политической идеологией — к 18501870-м годам[6].

Её появление связывают с именем В. Г. Белинского: «Ещё в 40-х гг. прошлого столетия Белинский положил основание материалистической эстетике», — пишет чл.-корр. Пиксанов, Николай Кирьякович[7]. «Белинский впервые создал материалистическую эстетику реализма, явившуюся крупнейшим вкладом в историю мировой эстетической мысли», — отмечается редакторами его ПСС (М.: Издательство Академии наук СССР, 1953–1959)[8].

Наивысшее развитие домарксистской материалистической эстетики в целом относят к трудам русских революционных демократов[5]: Н. Г. Чернышевского[9], Н. А. Добролюбова[10], указывают также Герцена[11], Н. П. Огарёва[12], Д. И. Писарева[13][14]. Особо выделяют Н. Г. Чернышевского — который обогатил материалистическую эстетику глубокими диалектическими идеями[15], — и защищённую им в 1855 году диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности»[16], в которой «на языке «отвлечённых» эстетических категорий проводилась мысль о необходимости коренного переустройства социального бытия, приведения его в соответствие с идеалом»[1]. Как указывает д-р филол. наук Д. Е. Васильева, в этой своей работе Чернышевский «подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию „искусство для искусства“»[17].