Маттео ди Джованни


Маттео ди Джованни, или Маттео да Сиена (итал. Matteo di Giovanni di Bartolo); ок. 1430, Борго Сан Сеполькро — 1495, Сиена) — итальянский художник сиенской школы.

Маттео ди Джованни принадлежит к художникам широко известным и имевшим успех при жизни, но затем надолго забытым. Лишь недавно исследователи, и вероятно ещё не до конца, разобрались с его художественным наследием.

Маттео ди Джованни родился и вырос в Борго Сан Сеполькро. Одним поколением раньше в этом же городе родился его знаменитый ныне земляк — художник Пьеро делла Франческа. История умалчивает о том, могли ли быть между ними какие-то творческие отношения, однако Маттео наверняка находился под впечатлением от картин Пьеро в Борго Сан Сеполькро. Известно, что в середине 1440-х годов Пьеро делла Франческа написал центральную панель алтаря «Крещение Христа», которая ныне хранится в Лондонской национальной галерее, но створки к ней расписывал Маттео ди Джованни, правда, было это уже в 1460-х годах.

В 1452 году имя Маттео впервые появляется в сиенских документах; в них идет речь о позолоте деревянной фигуры ангела работы Якопо делла Кверча в сиенском соборе. В 1457 году он участвовал в оформлении капеллы св. Бернардина в этом же соборе. Из самого характера работ понятно, что там он работал в качестве ученика-подмастерья. Исследователи творчества Маттео ди Джованни предполагают, что он, как художник, сформировался в кругу Веккьетты. Это предположение находит косвенное подтверждение в том, что на первых порах, в конце 1450-х — начале 1460-х годов Маттео кооперировался с Джованни ди Пьетро, приходившимся Веккьетте родным братом, так что Веккьетта наверняка протежировал эту пару. Впрочем, есть исследователи, которые считают, что Джованни и Маттео работали и обучались ремеслу в мастерской Сассетты.

На протяжении своего творческого пути Маттео ди Джованни испытывал влияние разных художников. Исторический период, на который пришлось его творчество, характерен усилением проникновения флорентийских элементов в живопись Сиены, и Маттео тоже не избежал его. Поздние его произведения одно время путали с работами Пьеро и Антонио Поллайоло.