Махабхарата


«Махабха́рата» (санскр. महाभारतम्, IAST: mahābhāratam, букв. «Великая Бхаратиада»[2], также «Великое сказание о потомках Бхараты», царя Бхаратаварши (страны бхаратов[3]), потомка древнего царя Куру) — древнеиндийский эпос на санскрите[2], одно из крупнейших литературных произведений в мире. Состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее «Илиады» и «Одиссеи» вместе взятых.

Основное содержание — борьба родов Куру и Пуру и поражение первых[4] в истории северной Индии — период более древний, чем сюжет «Рамаяны» (южная Индия)[5]. Однако фабуле главного сюжета — спору за престолонаследие между сыновьями двух братьев, слепого Дхритараштры (имевшего сто сынов-кауравов) и Панду (пять сыновей-пандавов)[6], в борьбе из-за города Хастинапура между двумя княжескими родами Лунной династии, Каурава (род Куру) и Паурава (род Пуру)[en], — отведена только пятая часть всей поэмы[5]. Остальное место занимают вставные эпизоды, среди которых к более поздним принадлежат «Бхагавадгита» и эпизод о Нале и Дамаянти; ещё позднее по происхождению поэма «Хариванша». Подобными вставками первичный эпический характер текста был сильно видоизменён и заслонён дидактическими намерениями позднейших редакторов (вероятно, брахманов), сделавших из поэмы поэтическую энциклопедию индусской мифологии, истории, права и философии[5]. Это сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления.

«Махабхарата» — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете.

Авторство «Махабхараты» приписывается легендарному мудрецу Вьясе (III тысячелетие до н. э.), который сам является действующим лицом сказания (дедом Пандавов и Кауравов). По преданиям, он научил поэме своего ученика Вайшампаяну, который впоследствии прочёл её на одном из праздников царя Джанамеджая[5].

Исследователи (П. А. Гринцер, Я. В. Васильков, Дж. Брокингтон) считают, что в основу эпоса легли предания о реальных событиях, происходивших в Северной Индии в поздневедийский период: войне между союзами племён куру и панчалов, завершившейся победой панчалов. Родословные правителей позволяют датировать битву XI веком до н. э.. Астрологические вычисления индийских средневековых авторов дают дату конца IV тыс. до н. э., которая, однако, отвергается современными учёными. По данным лингвистики (сравнение языка «Авесты» и «Ригведы») и по данным археологии (культура серой расписной керамики), первые арии спустились в долину Инда во II тыс. до н. э.