Мачта


Ма́чта (от нидерл. mast[1]) — вертикально стоящая конструкция на паруснике (позднее — судне), обычно поддерживаемая оттяжками (вантами с выбленками), часть парусного вооружения на парусниках[2].

На современных непарусных стальных кораблях и судах мачты утеряли роль основы для установки парусного вооружения, постов наблюдения и служат:

Первоначально мачта представляла собой цельный деревянный столб, укреплённый в гнезде палубы и поддерживаемый растяжками — поперечными вантами и продольными штагами. С увеличением числа парусов мачта стала составной (см. стеньга), с переходом на тепловые двигатели обрела форму треноги, ажурной или пустотелой металлической башни. Нижняя часть мачты называется «шпорой», верхняя — «топом».

Мачты малых старинных судов обычно изготовляли из одного целого ствола дерева — мачты однодревки. Нижняя часть мачты, соединённая непосредственно с судном — нижняя мачта.

Обычно для парусных судов изготовляли из пихты или других лёгких смолистых пород деревьев: пинии, американской смолистой сосны.

Приблизительно до XIX века нижние мачты парусных судов и бушприт изготовляли из нескольких брусьев, сблоченных друг с другом и стянутых бандажами — вулингами (5—6 шлагов троса, положенного вокруг мачты), а с XVIII века — железными обручами — бугелями (могли быть и деревянными). Надевали их на мачту в горячем состоянии. Такой рангоут называли «составным».


Греческий бункеровщик «ΑΓΙΑ ΖΩΝΗ III» с трубой-мачтой. Обе фотографии от 27 января 2007 года.

вид сбоку...
...и сзади.