Мачта


Ма́чта (нидерл. mast) — вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая оттяжками, т. н. вáнтами, часть парусного вооружения на парусниках[1].

На современных непарусных кораблях и судах мачты утеряли роль основы для установки парусного вооружения, постов наблюдения и служат:

Первоначально мачта представляла собой цельный деревянный столб, укреплённый в гнезде палубы и поддерживаемый растяжками — поперечными вантами и продольными штагами. С увеличением числа парусов мачта стала составной (см. стеньга), с переходом на тепловые двигатели обрела форму треноги, ажурной или пустотелой металлической башни. Нижняя часть мачты называется «шпор», верхняя — «топ» .

Мачты малых старинных судов обычно изготовляли из одного целого ствола дерева — мачты однодревки. Нижняя часть мачты, соединённая непосредственно с судном — нижняя мачта.

Обычно для парусных судов изготовляли из пихты или других лёгких смолистых пород деревьев: пинии, американской смолистой сосны и т. п.

Приблизительно до XIX века нижние мачты парусных судов и бушприт изготовляли из нескольких брусьев, сблоченных друг с другом и стянутых бандажами — вулингами (5-6 шлагов троса, положенного вокруг мачты), а с XVIII века — железными обручами — бугелями (могли быть и деревянными). Надевали их на мачту в горячем состоянии. Такой рангоут называли составным.


Мачты фрегата Grand Turk
На греческом бункеровщике «ΑΓΙΑ ΖΩΝΗ III» установлена труба-мачта. Фото от 27 января 2007 года
Греческий бункеровщик «ΑΓΙΑ ΖΩΝΗ III» с трубой мачтой — вид сзади. Фото от 27 января 2007 года
Составная мачта
Крепление составной мачты: 1-деревянный бугель; 2-железный бугель; 3-мачта; 4-вулинг