Машиностроение России


Машиностроение России — крупная отрасль российской промышленности, на машиностроение приходится 12 % объёма выпуска промышленности России (по данным за 2018 год)[1]. Важнейшими отраслями являются авиационная промышленность, судостроение, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, оборонная промышленность, космическая промышленность, энергетическое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, двигателестроение.

На долю машиностроительной отрасли России приходится 6 % от всего объёма производимой в стране продукции. В машиностроении на 22 тысячах предприятий занято 1,1 миллиона человек (что составляет 10 % от всех занятых в промышленности).

В 2018 году объём выпуска в машиностроении составил 8,0 трлн рублей ($128 млрд), в том числе производство транспортных средств — 56 %, производство электрооборудования — 12 %, прочие отрасли — 32 %[1]. Объём российского машиностроительного экспорта достиг наивысшего значения в 2018 году, составив 29 млрд долл[2].

В 1991 году в СССР действовало 428 предприятий станкостроения (обрабатывающего оборудования и инструментов для промышленности), значительная часть которых располагалась на территории нынешней России. Тогда станкоинструментальная промышленность выпустила 160 тыс. станков, в том числе 110 тыс. произведённых в РСФСР, включая 20 тыс. шт. с ЧПУ, это ставило нашу страну на второе место в мире. Тогда Минсредмаш СССР отчитался о выпуске более 1000 комплектов автоматических линий и более 40 тыс. кузнечно-прессовых машин, в том числе 2500 с ЧПУ[4].

В 2000 году объём производства продукции машиностроения в Российской Федерации вырос на 20 %, в 2001 году — на 7 %, в 2002 году — на 2 %, в 2003 году — на 9,4 %.

В 2000-х годах были созданы холдинги, которые объединили ведущие предприятия целых отраслей машиностроения[источник не указан 122 дня]: