Мбабане


Мбаба́не[1] (англ. Mbabane, свати Mbabane) — столица Королевства Эсватини (в 1903—1968 годах административный центр протектората Свазиленд). Административный центр округа Хохо.

Город унаследовал название местности, которое может быть приблизительно переведено как «долина быстрых ручьёв». По другой версии, город возник рядом с деревней, в которой был вождём Мбабане Кунене, и назван в его честь[2].

Город расположен на плато Хайвельд[en][3] в предгорьях Драконовых гор на северо-западе Эсватини[1], в центральной части округа Хохо, занимая два окружных района — Восточный Мбабане и Западный Мбабане. Находится у впадения реки Полинджане в Мбабане[4], у подножья горы Мдимба на высоте 1150 м над уровнем моря[1].

В 1750-е годы, согласно устной традиции, на месте современного городского района Далриач располагались краали для скота, надсмотр над которыми был поручен вождю Мбабане Кунене[5]. Первое европейское поселение на транспортном пути, связывавшем Трансвааль и Мозамбик, основано около 1887 года[4]. В 1902 году британцы, установившие протекторат над Свазилендом, разместили вблизи от крааля короля Мбадзени в Мбабане свои административные учреждения[3]. Первый британский комиссар прибыл в Мбабане в 1907 году[5].

В 1920 году в резиденцию комиссара было проведено электричество[5]. В 1930-е годы в городе, помимо электричества, действовали водопровод и телефонная связь, действовали школы и больница. До Второй мировой войны население Мбабане оставалось чисто европейским: коренным африканцам запрещалось селиться в городе, и они проживали в посёлках за городской чертой. В результате Мбабане оставался небольшим населённым пунктом без развитой промышленности[4].

Основание Центральной школы Мбабане в 1940 году и ремесленного училища в 1945 году привлекло в Мбабане коренное население Свазиленда и привело к росту города, превратившегося в коммерческий центр для окрестных регионов, основу экономики которых составляли сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность[4]. В 1964 году через Мбабане прошла железная дорога, связавшая его с Мапуту (Мозамбик) и предназначенная главным образом для вывоза железной руды, добывавшейся на руднике Нгвеня в Хайвельде (к настоящему времени добыча руды прервана)[3].