Мгебров-Уайт


«Мгебров-Уайт» (также «Уайт» Мгеброва) — пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Российской империи. Создан в 1915 году в ходе Первой мировой войны по проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва на базе двухосного заднеприводного грузовика «Уайт». Как и другие бронемашины Мгеброва, отличался широким использованием так называемого рационального бронирования — установки бронелистов под значительными углами наклона, что повышало их пулестойкость.

История броневика «Мгебров-Уайт» началась в ноябре 1914 года, когда отставной полковник инженерных войск Черемзин обратился в Военное ведомство с предложением о создании «броневой автомобильной разведывательной команды», состоящей из нескольких бронемашин. Заинтересовавшееся предложением Военное ведомство выделило инициативному полковнику четыре машины, которые вскоре были забронированы по схеме самого Черемзина. Интересно, что постройка броневиков была осуществлена на частные средства, полученные от некоего купца Меркульева. Бронирование машин напоминало французские бронеавтомобили марок «Пежо» и «Рено». В частности, бронезащита сверху полностью отсутствовала, а пулемётное вооружение устанавливалось открыто, за щитами. Правда, это до поры не считалось большим недостатком, поскольку главной задачей этих бронемашин являлась рекогнисцировка и разведка местности, а вовсе не прямое столкновение с противником.

Машины оказались весьма востребованы на фронте, однако уже через несколько месяцев требования к бронированию выросли. Когда в начале 1915 года генерал Брусилов просил передать эти бронеавтомобили в состав подчинённой ему 8-й армии, специально образованная приёмная комиссия посчитала схему бронирования неудовлетворительной (проще говоря, слабой). В итоге, весной 1915 года три из четырёх бронеавтомобилей «команды» — «Бенц», «Пирс-Арроу» и «Уайт» — были отправлены на Ижорский завод с тем, чтобы «переодеть» их в полноценное бронирование.

Проекты перебронировки разрабатывались штабс-капитаном В. А. Мгебровым. К тому времени на заводе уже приступали к сборке лёгких бронеавтомобилей «Рено», созданных по его проекту. Как и в случае с «Рено», в бронировке новополученных шасси Мгебров активно использовал так называемое рациональное бронирование — расположение бронелистов под большими углами наклона. Кроме того, все броневики получили «фирменные» мгебровские пулемётные башни. Однако, если «Бенц» и «Пирс-Арроу» изначально являлись легковыми гоночными автомобилями, то «Уайт» был 1,5-тонным заднеприводным (4 × 2) грузовиком. Это позволило Мгеброву разместить на новой бронемашине более мощное вооружение, в том числе артиллерийское — в кормовой части бронемашины устанавливалась цилиндрическая башня с 37-мм пушкой Гочкисса.