Медиаметрия


Медиаметри́я (англ. mediametry) — практическая деятельность по изучению и сбору численных и качественных данных медиаканала и аудитории, проводимое с целью исследования эффективности средств массовой информации.

Медиаметрические результаты используются, прежде всего, самими средствами массовой информации и их рекламодателями. Могут быть также востребованы экономистами (оценка объёма и динамики рынка рекламы и состава рекламодателей), историками, социологами (особенности медиаповедения разных целевых групп), педагогами (значимость средств массовой коммуникации в социализации детей и подростков).

Первые медиаизмерения относят к 1920-м годам — периоду формирования в США широкой сети радиовещания и расширение возможностей прессы, посредством чего появилось больше слушателей радио и читателей газет. В Японии исследованием аудитории СМИ начали заниматься в 1970-е годы, а в Великобритании с 1936 года. В 1960-е годы укрепляются позиции печати в Африке, создается Ассоциация африканских журналистов, что вызвало интерес к исследованию аудитории. В отличие от стран Запада, в Советском Союзе медиаметрические измерения не проводились до 1960-х годов. С 1980-х годов медиаизмерения стали всеобщей практикой, основное значение обрели телевизионные исследования, к этому же времени относится начало применения приборов электронной регистрации (пиплметров), фиксирующих не только количество включённых телевизоров, но и количество телезрителей. Однако, не во всех странах имеет место применение пиплметрии, например, в Швейцарии более популярен такой медиаметрический метод как радиоконтроль, поскольку там наибольшее количество радиослушателей чем в таких странах как Америка, Англия, Германия, Франция, Россия. В этих странах популярен метод пиплметрии, поскольку в них больше телевизионных потребителей, чем радиослушателей. В Германии, Франции или России работники прессы отдавали предпочтение прежде всего эффективностью журналистского воздействия на аудиторию, поэтому в этих странах популярен метод опросов и интервью.

Основные средства медиаметрии — дневниковые панели, пиплметры, радиоконтроль, индивидуальные интервью, телефонные, самозаполняемые и онлайн-опросы.