Медленное чтение


Медленное чтение — это намеренное снижение скорости чтения, цель которого — улучшение понимания текста или получение удовольствия. Метод медленного чтения позволяет более полно понять и оценить сложный текст при изучении философии и литературы. Однако в последнее время наблюдается повышенный интерес к медленному чтению как направлению в рамках медленного движения[1].

Авторы текстов на социальные темы всё больше рассуждают о необходимости снижения темпа жизни в современном компьютеризованном мире, о плюсах медленного медитативного подхода в различных сферах, и чтение не является исключением. Быстрое чтение для получения информации противопоставляется медленному и вдумчивому чтению, чтению для удовольствия и понимания[1].

В литературной критике медленное чтение иногда называют «close reading» — это метод литературного анализа, предполагающий внимательное и тщательное изучение классической литературы[2]. Литературовед Франко Моретти противопоставил ему метод «дальнего чтения», путем исследования и анализа больших массивов данных.

Менее распространённым является термин «глубокое чтение» (англ. «deep reading»)[3]. Медленное чтение является методологическим антиподом скоростного чтения, включающего в себя особую тренировку для увеличения скорости чтения без отрицательного влияния на понимание и такие методики, как скорочтение, сканирование — просмотр текста с целью поиска ключевых деталей, скимминг (англ. skimming) — чтение с целью понять основную идею текста, прежде чем выделить детали[4].

Самое раннее упоминание о медленном чтении содержится в предисловии Фридриха Ницше к книге «Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках», изданной в 1887 году:

«Прежде всего, будем говорить медленно… С такой книгой, с такой проблемой нет надобности торопиться; кроме того, мы оба — я и моя книга — друзья медлительности. Не напрасно мы были филологами, не напрасно мы были учителями медленного чтения, — наконец, мы и пишем тоже медленно»[5].